Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Чистота в Доме и Чистота в Сердцах - Страница 3

стала порой

исключительных испытаний. В 1976 году столкновения между саннйаси и

домохозяевами были настолько жаркими, что Шрила Прабхупада назвал это

"братоубийственной войной". Как и можно было ожидать, с течением времени

многие из этих молодых саннйаси обнаружили, что не способны устойчиво

следовать обетам. В большинстве случаев, в результате стыда и исключительно

немилосердного к ним отношения со стороны общины саннйаси, им приходилось

отправляться в ссылку в стан "отошедших" или еще дальше. Хотя проблемы

грихастх и саннйаси стали хорошо известными путем скандальных сплетен,

преданные движения не смогли собраться коллективно, чтобы признать размах

проблемы и ее важность. Таким было более или менее состояние дел к моменту

ухода Шрилы Прабхупады в Ноябре 1977 года, и ИСККОН был передан в руки его

учеников, у которых было не более 12 лет опыта и обучения. Одиннадцать

выбранных членов GBC были возвышены до положения инициирующих гуру (Двоих

домохозяев среди них быстро уговорили принять саннйасу) Однако, поскольку не

предпринималось ничего, чтобы решить проблему падения саннйаси, эта волна не

пощадила и группу новых гуру. У некоторых вскоре начались проблемы. На

протяжении последующих десяти лет шесть из них, которые приняли роль живых

примеров и посредников Бога дав тысяч новых преданных, очень ярко упали, в

результате чего жизнеспособность ИСККОН оказала сь под вопросом.

Часть Вторая

"Очищение Гуру"

Кризис руководства, потрясший ИСККОН до основания в годы после ухода Шрилы

Прабхупады -- и приведший в конце концов в 1987 году к переструктурированию

положения гуру в ИСККОН -- произошел не только исключительно по причине

духовной и материальной незрелости лидеров, хотя, эта проблема сама по себе

была достаточно серьезной. Эти недостатки были связаны, как в качестве

причины, так и следствия, с глубокой "структурной" проблемой в ИСККОН. Эта

проблема была связана с положением инициирующего гуру. Традиционно, гуру

является харизматическим абсолютным авторитетом, вокруг которого естественно

складывается институт, становящийся как бы его продолжением. При Шриле

Прабхупаде это и было так, он начиная с 1970 он начинает старательно работать

над созданием совершенно иной структурой лидерства в ИСККОН, которая, как он

постоянно подчеркивал, должна будет продолжаться после него. Эту модель

руководства можно найти в исключительно современных институтах - это

корпоративный совет директоро, называемый в ИСККОН GBC (Governing Body

Commission). Практическая проблема, с которой столкнулся ИСККОН после ухода

Шрилы Прабхупады, состояла в следующем: Каким образом гуру, являющиеся

непосредственными представителями Бога, и которым ученики должны поклоняться

на одном уровне с Богом, вписываются в организацию, действующую через

современные рациональные и нормативные каналы, под руководством совета? Хотя

проблема авторитета в ИСККОН и была связана с падением и отклонением

некоторых из гуру, этот кризис был в существенной степени разрешен через

структурный пересмотр и перестройку институционального положения гуру в

обществе. 28 Мая 1977, когда Шрила Прабхупада был тяжело болен, GBC

уполномочил группу из семи человек выяснить вопрос о том, каким образом будут

проводиться инициации после его ухода. Шрила Прабхупада ответил, что он

назначит нескольких учеников, которые будут непосредственно совершать все

процедуры, связанные с инициацией -- начитывание на четках, одобрение

кандидата, имя и т.д. -- действуя в роли официального жреца- предствителя

Шрилы Прабхупады ("ритвика"). При жизни Шрилы Прабхупады, все, кто получат

таким образом инициацию будут считатсья его учениками, а после его ухода, те

же самые преданные, если будут обладать достаточной квалификацией, будут

инициировать сами, и для инициированных ими преданных Шрила Прабхупада будет

уже парам-гуру. В Июле Шрила Прабхупада выбрал 11 учеников из числа GBC

(которых было тогда 20) на должность ритвиков. Таким образом, GBC поняло это

как то, что Шрила Прабхупада выбрал первых инициирующих гуру, которые должны

будут стать его последователями. После ухода Шрилы Прабхупады в 1977 году,

эти одиннадцать членов очень быстро достигли необычайно возвышенного

положения, поднявшись надо всеми остальными преданными в движении, включая

остальных GBC. В GBC гуру образовали подкоммитет, который обладал

исключительным правом решать все вопросы, связанные с гуру и инициациями,

включая назначение новых гуру. В храмах рядом со вьясасаной Шрилы Прабхупады,

были установлены более низкие вьясасаны для инициирующих гуру, на которой они

ежедневно получали гуру-пуджу, которая проводилась одновременно с гуру-пуджей

Шрилы Прабхупады. Каждый из инициирующих гуру имел свою собственную зону.

Шрила Прабхупада организовал так, что каждый член GBC отвечал за отдельную

зону или регион, таким образом было всего 20 зон, в соответствии с числом

GBC. Инициационные зоны включали себя зоны GBC со- ответствующих гуру, и

часто зоны других членов GBC. Всем вновь пришедшим в движение, гуру

представлялся как "тот самый" духовный учитель. Хотя в принципе, ученик был

свободен выбирать любого духовного учителя, в следствие давление

общественного мнения, как правило, это вынуждало к необходимости переехать в

его зону. НА самом деле в алтарной рядом с вьясасаной Шрилы Прабхупады было

установлено не одна, а две дополнительные вьясасаны. Справа - для местного

зонального ачарьи, слева - гостевая вьясасана. Зональный ачарья естественным

образом олицетворял собой огромную власть, что привело к осложнению

взаимоотношений между гуру и GBC. Коллегиальная работа в рамках GBC для

многих выглядела как угроза абсолютному положению гуру. Сама по себе

специальная вьясасана для зонального ачарьи, что символизирует провзглашение

его как главу института, вступала в явный конфликт с корпоративной системой

управления ИСККОН, установленной Шрилой Прабхупадой, хотя в то время никто об

этом специально не задумывался. Многие культивировали идею, что совет GBC --

это временное решение, до того момента, пока среди гуру не проявится сам

собой новый "блистательный ачарья", который сможет возглавить институт.

Корпоротивная форма ИСККОН явно представляет модернизацию религиозной

традиции, в которой пост ачарьи передавался от одного лидера к

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1