Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Религия и религии
------ Страница 3 ------

Религия и религии - Страница 3

был такой (1.1.11): " Есть много разных писаний, и во всех них есть множество предписанных обязанностей, которые возможно изучить только по прошествии многих лет занятий, поэтому, О мудрец, пожалуйста, выбери суть из всех этих писаний и объясни это на благо всех живых существ, чтобы благодаря таким наставлениям, их сердца могли быть полностью удовлетворены".

Сута Госвами отвечает(1.2.6.):" Наивысшим занятием (дхармой) для всего человечества является такое занятие, с помощью которого люди могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным".

Пара дхарма, верховная религия или верховное занятие, являющаяся важнейшим наставлением всего писания, определяется как бхакти, любовное преданное служение Господу. Оно предназначено для всего человечества без ограничения. Далее, к этому бхакти предъявляется особое требование: оно должно быть беспричинным, то есть, осуществляться без всякого ожидания материальной или даже духовной отплаты; и оно должно быть беспрерывным, то есть, каждое действие в жизни должно совершаться, как служение Богу. Основанием для принятия или отказа от какой-то данной исторической религии, в этом случае, служит только лишь то, сколько чистого бхакти она раскрывает. Бхакти есть изначальная, естественная и врожденная деятельность души, и заниматься развертыванием такой деятельности — не значит принадлежать к тому или иному вероисповеданию, а значит вновь открывать свое истинное "я". Бог беспрерывно действует в творении, помогая обусловленным душам обнаруживать свою настоящую сущность; Бог нисходит неоднократно, "Бхагавад-гита" говорит (4.7.8.), из века в век, когда дхарма приходит в упадок и преобладают безбожники. В каждом случае, Его миссия — восстановить дхарму, защитить верующих и открыть миру что-то от Себя Самого. В комментарии к 4.7 Прабхупада пишет: "Всякая аватара или воплощение Господа имеет определенную миссию, и все они описаны в известных писаниях. Никого не следует принимать за аватару, пока так о нем не будет сказано в писании. Неверно, что Господь появляется только на индийской почве. Он может проявить себя всюду, и когда Он возжелает появиться. Во всяком воплощении, Он говорил о религии ровно столько, сколько может быть понято данными людьми в данных обстоятельствах. Но Его миссия та же — привести людей к осознанию Бога и к послушанию принципам религии. Иногда Он нисходит лично, а иногда Он посылает своего бона фиде посланца, в образе своего сына, слуги или Себя Самого в образе кого-либо".

Чуть дальше (Бг 4.11.) Кришна добавляет: "Как каждый человек предается Мне, так Я каждому и воздаю. Каждый во всем следует моему пути". Ни одну традицию эта фраза "каждый следует моему пути во всем" не наделяет исключительным правом обладания истиной, — но и не устанавливает однозначно какую-то одну или все формы религиозности; взамен, в ней дается принцип, по которому можно в них самих разобраться: " Как каждый предается Мне, так я каждому и воздаю".

Слово "бхаджами", переведенное здесь, как "Я воздаю", имеет много оттенков значений. Оно образовано от глагольного корня "бхадж", имеющего значение раздавать или делиться. Бхакти образовано от того же корня, и "бхаджами", кроме того, означает служить в любви или "богослужить". Здесь Кришна провозглашает принцип справедливой божественной взаимности. В соответствии степени нашего предания Ему, Он "воздает" нам — Он отдает или распределяет Себя — открывает Себя — в той же степени, что даже вступает во взаимоотношения, столь близкие, что "служение Богу" является точным прочтением "бхаджами". В дальнейшем, свет на природу чистого бхакти был пролит благодаря анализу Рупы Госвами, прямого ученика Чайтанйи Махапрабху и одного из шести Госвами Вриндавана, письменные свидетельства которого положили начало учению Гаудийа Вайшнавов. Рупа Госвами говорит, что чистое преданное служение (бхактир уттама) означает благосклонно оказываемое Кришне служение, свободное от всяких посторонних желаний и от всякой примеси кармы, то есть действий, совершаемых с целью наслаждения результатами и гьяны, то есть философских умозрительных рассуждений, ведущих к монистическому самообожествлению.

В традиционном индийском контексте карма и гьяна относятся к особым формам религиозной жизни ("религиозной" — это для нас сейчас; для тех, кто этим занимался, то была просто жизнь). Карма означает выполнение круга обязанностей, предписанных Ведами; особенно проведение ведических ритуалистических жертвоприношений (ягья); результатом правильного отправления этих действий было будущее наслаждение благами жизни, в этом рождении и в грядущих. Карма есть нечто мирское; восхождение через карму на небо к полубогам приносит чувствам превосходное и длительное наслаждение, хотя в конце концов завершается. Культура кармы в Индии достигает своего апофеоза в школе карма-мимамсы, которая учила, что ягья сама по себе обладала возможностью осуществлять желаемые цели; она подчиняет даже благо. Гьяна, напротив, означает поиск освобождения, избавления от всякой кармы через отречение от всех желаний, прекращение всякой деятельности и полнейшее погружение разума в радикальную теологическую систему отрицания. Тем самым достигалось бы растворение личностного тождества в мистическом единении с неопределяемым Абсолютным Духом. Гьяна, таким образом, есть также нечто мирское, но в корне отличное: этот мир отрицается, как ложный, нереальный, или несуществующий, нечто, с чем у Абсолютного Духа нет никаких связей, ни причинных, ни онтологических. По крайней мере, в этом вся суть "адвайта-веданте", распространявшейся Шанкарой, мыслителем

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1