Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Религия и религии
------ Страница 1 ------

Религия и религии - Страница 1

Равиндра Сварупа даса

Религия и религии

Д-р Вильям Дэдвэйлер (Равиндра Сварупа дас) получил посвящение от Шрилы Прабхупады в 1971 году. Член Джи-би-си с 1987 года. В настоящее время - президент храма ИСККОН в Филадельфии и инициирующий гуру. Имеет ученую степень доктора наук и является профессором религиоведения Темплского университета.

Вначале, с вашего позволения, я ненадолго обращусь к нашему недавнему прошлому. Осенью 1965 г. маленький и хрупкий на вид бенгальский монах в шафрановом одеянии санньяси высадился на верфи Манхэттена с неподдающегося описанию индийского грузового судна, прибывшего из Калькутты. Он был совсем один; он встретил свое семидесятилетие в открытом море; и все его имущество, помимо пакета личных вещей, состояло из наличности, равной семи долларам США и чемодана, забитого неважно отпечатанными томами первой песни Шримад-Бхагаватам, санскритской религиозной классики, которую он переводил на английский и публиковал за свой счет в течение 10-ти лет, предваряющих это невероятное путешествие. Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами, позднее известный своим последователям, под именем Шрилы Прабхупады, оказался — по воле провидения, как говорят, в нужном месте и в нужное время. Прославившись, как Свами "бизнес-центра" Нижневосточной стороны в 1966 г. annus mirabilis (лат.), он скоро приобрел почитателей, а затем и последователей, из числа, главным образом тех, кто осваивал контр-культуру за границами общественных устоев. К нравам современной Америки он приспособился настолько мало, насколько только мог.

Культурная дистанция, которую должны были преодолеть его ученики измерялась тем, что им пришлось уходить не единожды, но дважды: из "порядочного" общества в контр-культуру, из контр-культуры в организацию, уже заблаговременно названную Международным обществом сознания Кришны (МОСК).

Но "оборот есть движение Дао". Уходя все дальше, последователи Прабхупады обнаружили, что они возвращаются назад: они побрили головы наголо, ежедневно поднимались до рассвета на пение и молитву, воздерживались от плоти животных, отказались от употребления законных и незаконных медицинских препаратов, и даже состоя в браке, избегали половых связей. Уйдя дальше, чем сама даль, они стали порядочнее самой порядочности.

Со временем те, кого учил Прабхупада, стали постигать, в какое грандиозное религиозное учреждение они вошли, что Прабхупада кропотливо взращивал из них наследников древней и священной духовной традиции, и важнее всего для Прабхупады было точнейшее следование ее учению и практике. Сам он был всего лишь проводником; по его утверждению, он был не более, чем слугой своего гуру Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который в свою очередь был слугой его гуру, Гауракишоры Даса Бабаджи, который подобным же образом служил Бхактивиноде Тхакуру, и так далее.

В предисловии к "Бхагавад-гите как она есть" Прабхупада дал изложение исторической последовательности духовных учителей, восходящей к самому Кришне. Это изложение было удостоверением Прабхупады, источником его учительского авторитета.

Таким образом, несмотря даже на то, что Международное общество сознания Кришны возникло как нечто совершенно новое и все еще находится в положении "молодого религиозного движения", оно в действительности является современником одной из четырех ветвей древних вайшнавских традиций Индии, ветви, носящей официально имя Брахма-Мадхва-Гаудийа сампрадайа. Исторически эта традиция или общность (сампрадайа) исходит от великого вайшнавского теолога и религиозного вождя Мадхвы (1238-1317), затем чуть позднее, проходит через Чайтанйю Махапрабху (1486-1533), который преобразовал и наполнил новыми жизненными силами эту традицию в Бенгалии ( отсюда Гаудийа, от Гаудадеша — старое название Бенгалии). Историческая традиция вайшнавизма заключалась во всевозрастающем освобождении лишенных духовной свободы людей. По традиционному учению "индуизма", непосредственно достичь освобождения могут только мужчины, родившиеся в священнических (брахмана) или иногда в царских (кшатрийа) семьях. Но Вайшнавские традиции учат, что Господь с такой милостью отвечает на искреннее Бхакти, преданное служение, что оно разрушает все преграды, проистекающие от наработанной плохой кармы. Так в "Бхагавад-гите Кришна говорит, что находя у него прибежище, женщины, купцы и все, кто выполняет грязную работу — все, кто традиционно считался недостойным освобождения, могут достигнуть "верховного места назначения" (Бх.г.9.32.).

"Шримад-Бхагаватам" идет даже дальше, говоря, что преданное служение возвысит даже собакоедов — то есть, неприкасаемых — до наивысшего положения в Арийской культуре и наделит их подобающими качествами для проведения ведических обрядов жертвоприношения (Бхаг.3.33.6-7.). (Эти стихи были произнесены Девахути, которая, подобно царице Кунти, является одной из великих женщин-преданных в Бхагаватам, и чьи слова составляют священное писание). В другом стихе из Бхагаватам (2.4.18) перечисляются различные сообщества неприкасаемых — европейцы, турки, арабы, китайцы, отдельные племена, и говорится, что и те и эти, и более греховные могут спастись "приняв прибежище у того, кто принял прибежище у Господа".

Применяя эти тексты на практике, Чайтанья Махапрабху шокировал современное ему косное и замкнутое индуистское общество; он распространял преданное служение повсюду, не проводя никаких различий, и он оказывал почтение и давал высокое руководящее положение таким последователям, как Харидасу Тхакуру, мусульманину от рождения, Рупе и Санатане Госвами, брахманам, которые из-за служения в мусульманском правительстве Бенгалии выбыли из касты. Когда позднее Шрила Прабхупада приехал в Америку и возложил священный шнур брахмана на плечи иностранцев, он всего лишь осуществлял то, что уже стало частью традиции; он твердо опирался на почву писаний, и в конечном итоге ему удалось добиться принятия своей деятельности на Родине.

Несмотря на культурные барьеры, которые ему пришлось преодолевать,

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 10
Страница 9