Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Религия и рационализм - Страница 9

которое изначально было установлено

внуком Кришны Ваджрой и позже спрятано во время мусульманского нашествия.28*

Каждая последующая из вышеописанных историй являет собой все больший

контраст с бытующими в науке воззрениями. В то же время, весьма трудно про-

вести отчетливую грань между теми из подобных историй, которые похожи на ис-

тину, и теми, что откровенно вымышлены. Стоит однако отметить, что поскольку

данные истории указывают на возможность энергетического обмена между духов-

ной и материальной энергиями, их серьезное изучение позволило бы открыть в

науке новую главу.

Когда в объективе научного исследования находится какое-либо эмпиричес-

кое свидетельство, мы склонны расценивать его не выходя за рамки наших огра-

ниченных представлений. В итоге, те выводы, к которым мы приходим, изучив

данное свидетельство, порой отражают не столько само свидетельство, сколько

наши представления о нем. Таким образом, с переменой в системе наших предс-

тавлений, происходит изменение и в самих выводах, касающихся конкретных сви-

детельств, хотя сами свидетельства остаются неизменными.

Представьте на мгновение, что бы произошло, если все доступные факты из

исторического опыта человечества изучались бы не в свете рационалистических

представлений девятнадцатого века, а на основе качественно новой науки,

признающей возможность духовных преобразований материи. В результате этого,

у нас могла бы сложиться совершенно иная картина прошлого, чем та, за кото-

рую ратуют современные ученые. И, к примеру, возражения Вильяма Джоунса по

поводу истории о Братьях Пандавах нам бы уже не казались столь весомыми, ка-

кими они представляются сейчас, будучи рассматриваемыми в свете традиционных

научных представлений. Действительно, если допустить, что высшие существа

могут вступить в нашу сферу из другого мира, то почему они не способны оста-

вить здесь свое потомство? Таким образом, обновленная традиционным духовным

учениям, чем та, что преобладает в данный момент. картина исторического

прошлого могла бы оказаться гораздо более близкой к

На исходе двадцатого века наметились некоторые признаки, предвещающие,

возможно, развитие более широкого подхода в науке. Во времена Вивекананды и

Бхактивиноды Тхакура казалось ничто не могло воспрепятствовать победному

шествию механистической, редукционистской науки, и многие люди верили, что

вскоре она найдет объяснение всему. Однако к концу двадцатого века, это три-

умфальное шествие сразу по многим фронтам наткнулось на явно непреодолимые

препятствия.

В девяностые годы прошлого столетия, физика, например, создавала впечат-

ление вполне исследованной дисциплины, однако уже в первые десятилетия двад-

цатого века, с развитием теории относительности и квантовой механики, она

вошла в фазу парадоксального и мистического. И в наши дни, мистицизм кванто-

вой механики попрежнему побуждает ученых размышлять над вопросами, которые

на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков могли бы показаться невероятно

мистическими. 29*,30*,31*

Между тем, физика сейчас стоит перед гораздо более серьезной проблемой.

Доблестные зодчие от физики - авторы теорий о происхождении и строении все-

ленной - постепенно начинают осознавать, что их теориям не суждено быть со-

ответствующим образом экспериментально проверенными.32* В связи с этим, фи-

зик из Гарварда Говард Джорджи охарактеризовал современную теоретическую фи-

зику как "развлекательную математическую теологию". 33*

В середине двадцатого века, ученые были убеждены, что они вот-вот дока-

жут, что мышление является механическим процессом, и тем самым подтвердят

правоту жившего в восемнадцатом веке Ля Мэтрэ, сравнивавшего человека с ма-

шиной. Однако мы видим, как в последние годы, несмотря на стремительный рост

мощности компьютеров, осуществление мечты о создании искусственного интел-

лекта отодвигается все дальше в будущее.

С открытием спиральной структуры молекулы ДНК, сделанным в 1953 году

Уотсоном и Криком, многие ученые посчитали, что главная тайна жизни нако-

нец-то раскрыта. С тех пор молекулярная биология достигла огромных успехов в

объяснении клеточных молекулярных механизмов. Но открывшаяся биологам неве-

роятная сложность этих высокоточных механизмов еще дальше отодвинула разре-

шение проблемы объяснения происхождения жизни.34*

Я упомянул лишь некоторые из множества областей, в которых, на исходе

двадцатого века, механистический редукционизм явно лишился всяких перспек-

тив. Возможно благодаря этим переменам, многие профессиональные ученые нача-

ли обращаться к тем теориям и сферам исследований, которые до этого в ученом

сообществе традиционно считались своего рода табу.

Сейчас, к примеру, можно встретить группы профессиональных ученых, отк-

рыто исследующих явления, лежащие на границе физической науки и сфер мисти-

ческого и сверхъестественного. Примерами могут служить Международная ассоци-

ация новой науки (IANS), Общество научных исследований (SSE), Институт ду-

ховных наук (IONS), Международное общество по изучению тонких энергий и

энергетической медицины (ISSSEEM). Все эти организации регулярно проводят

научные конференции.

Некоторые из феноменов, исследуемых этими группами весьма сильно напоми-

нают "мифические" явления, часто фигурирующие в древних религиозных текстах

и в современных сообщениях о религиозных откровениях. Взаимодополняющее сот-

рудничество между учеными-теологами и этими новыми научными организациями

может

Навигация:

Страница 1
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7