стать ценным источником новых достижений для обоих исследовательских
групп.
ВАЙШНАВСКОЕ УЧЕНИЕ В ПРЯМОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Мы уже обсуждали, что в пору расцвета британского политического и идео-
логического владычества, Бхактивинод Тхакур посчитал нужным представить на
суд молодой бенгальской интеллигенции модифицированную версию вайшавского
учения. Однако, с закатом Британской Империи, его сын и преемник Шрила Бхак-
тисиддханта Сарасвати развернул мощную кампанию открытой проповеди вайшнавс-
ких идей по всей Индии. Впоследствии, то же самое, но уже на западе, сделал
его ученик Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, дерзнувший провести
Ратха-ятру - фестиваль, издревле проводимый в Джаганнатха Пури - на Трафаль-
гарской площади в Лондоне.
В меняющемся климате научных взглядов конца двадцатого века возможно уже
наступил тот благоприятный момент, когда можно открыто представить учение
бхакти интеллектуальным кругам всего мира. По мере того, как наука развива-
ется и становится все более открытой для изучения мистических явлений, ста-
новится возможным постепенное улаживание некогда непримиримого конфликта
между рационализмом и традиционной религией. Это дает возможность утвердить
такой подход к религии, который одновременно был бы приемлем в интеллекту-
альном отношении и удовлетворял внутреннее стремление души к трансцендентным
любовным взаимоотношениям.
Здесь нам возможно возразят, что вайшнавское учение с его особым акцен-
том на то, что Кришна ю это Всевышний, по-видимому страдает сектантской пре-
небрежительностью в отношении к другим религиям. В ответ на это надо ска-
зать, что любую доктрину можно представить узким, сектантским образом. Но,
как отмечает Бхактивинод Тхакур в своем эссе о Бхагават, вайшнавскому учению
присуща терпимость по отношению ко всем религиозным системам и признание
важности каждой из них.
Следующая молитва показывает отношение Бхагават к другим религиям:
"О мой Господь, Твои преданные видят Тебя ушами, когда слушают расска-
зы о Тебе. В процессе слушания сердца таких преданных очищаются и Ты воцаря-
ешься в них. Ты столь милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними
в той вечной трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют,
размышляя о Тебе."35*
В этом стихе утверждается, что Бог являет Себя Своим преданным почита-
телям в разных формах, в зависимости от их желаний. В число этих форм входят
различные аватары Кришны, которые описаны в традиционных вайшнавских текс-
тах,но на этом их список не кончается. В действительности, говорится, что
разнообразным экспансиям Господа нет числа, и их всех невозможно описать в
ограниченных по своим размерам писаниях, принадлежащих разным религиозным
сообществам.
Приведенный ниже стих из Бхагаватам дает некоторое представление о раз-
личных религиозных сообществах, существующих во вселенной:
"От праотцев, возглавляемых Бхригу Муни и другими сыновьями Брахмы,
берут начало их многочисленные потомки, которые приняли формы полубогов, де-
монов, людей, гухьяков, сиддхов, гандхарвов, видьядхаров, чаранов, киндевов,
киннаров, нагов, кимпурушей и т.д. Все многообразие существующих во вселен-
ной видов жизни, вместе с их предводителями, появилось на свет, наделенное
различными характерами и желаниями берущими начало в трех гунах материальной
природы. И поскольку обитатели вселенной обладают разными качествами, су-
ществует великое множество ведических обрядов, мантр и воздаяний."36*
Это утверждение по своей сути определенно "мифологическое", и мы легко
можем себе представить реакцию Сэра Вильяма Джоунса, приведись ему услышать
такое. Тем не менее в этом отрывке дана величественная картина бесконечно
разнообразных рас и обществ, существующих во вселенной, для каждой из кото-
рых определены свои религиозные отправления, соответствующие их природе и
положению. Здесь слово "ведические" не обязательно подразумевает конкретные
санскритские тексты, существующие в наши дни в Индии. Скорее оно указывает
на всю совокупность религиозных систем, созданных безграничным Всевышним
Господом ради возвышения бесчисленных обществ живых существ.
Отличительная особенность этого утверждения -- как и всего вайшнавского
учения - это то, что Бог - реально существующая личность, и Его многообраз-
ное творение также является реальностью. Таким образом, веротерпимость в
вайшнавизме проявляется в том, что все истинные религии рассматриваются как
божественные откровения. Более того, вайшнавское учение о любви к Богу приз-
вано установить отношения любовного служения между реально существующей ду-
шой и Верховной Личностью Бога,являющим реальные трансцендентные развлечения.