Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Гитамрита
------ Страница 5 ------

Гитамрита - Страница 5

удовлетворение только в своей истинной сущности, это значит, что он пребывает в чистом трансцендентальном сознании. Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех видов и кто свободен от привязанностей, страха и гнева, именуется мудрецом, ум которого уравновешен. Эта личность не подвержена влиянию благоприятных или неблагоприятных условий, она не радуется и не презирает их, когда они наступают. Такой человек способен оторвать свои чувства от объектов чувств подобно тому, как черепаха втягивает в панцирь свои конечности. Кто-то может воздерживаться от чувственного наслаждения, хотя вкус к объектам остается. Но испытав высшее наслаждение, он теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании. Чувства так сильны и беспокойны, о Арджуна, что насильственно увлекают разум даже проницательного человека, пытающегося управлять ими. Однако тот, кто обуздывает свои чувства, держа их под полным контролем и сосредоточивая свое сознание на Мне, считается человеком стойкого разума. Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум, а когда разум потерян, человек вновь падает в материальное сознание. Тот человек, который свободен от всех привязанностей и антипатий и способен контролировать свои чувства посредством регулирующих принципов свободы, может достичь милости Господа. Для такого человека уже не существует трех видов страданий. Однако тот, кто не связан со Всевышним, не может иметь ни трансцендентального разума, ни устойчивого ума, без которых немыслим мир. А без мира возможно ли счастье? Так же, как своими сильными руками ты контролировал врагов, Арджуна, сейчас контролируй чувства. Поступая так, ты станешь трансцендентальным ко всему этому и знай, что то, что является ночью для всех живых существ, для владеющего собой время пробуждения. Когда же все живые существа пробуждаются, для мудреца, обладающего внутренним видением, наступает ночь. Мудреца не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадаемым в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. Лишь он может достичь умиротворения, а не тот, кто стремится удовлетворить такие желания. Таков путь духовной жизни, став на который человек уже не подвластен заблуждению. Если человек находится в таком состоянии даже в смертный час, он войдет в царство Господа.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Карма-йога

Арджуна ответил:

- О Кешава, почему Ты хочешь вовлечь меня в эту страшную войну, если считаешь, что путь разума лучше деятельности ради плодов.

Кришна сказал:

- Мой дорогой Арджуна, выслушай же. Воистину, чистое преданное служение лучше, но оно достигается только по милости чистого преданного. Поэтому Я уже благословил тебя, ... трайгунйа бхава `рджуна, таким образом ты можешь освободиться от гун природы. Затем по провидению ты получишь милость чистого преданного. Чтобы освободиться от гун, ты должен выполнять свою деятельность - сражаться, и тогда ты получишь милость.

Затем Арджуна ответил:

- Ты все ясно объяснил мне, но мой разум до сих пор сбит с толку. Если Ты думаешь, что я достоин чистой преданности, то дай мне знание, чтобы позднее я обрел качества для того, чтобы получить бхакти. Но зачем Ты вовлекаешь меня в страсть?

Кришна сказал:

- Ты - мой дорогой друг. Как можешь ты впасть в замешательство?

Арджуна ответил:

- Я не в замешательстве. Но, пожалуйста, скажи определенно, на чем одном я мог бы сосредоточить свой ум?

- О Арджуна, если бы Я говорил о двух разных вещах, то твой вопрос имел бы смысл. Но Я говорил об одном. Я говорил о разных уровнях одного и того же. Некоторые пытаются осознать себя через гйана-йогу, тогда как другие - через карма-йогу. Но пока сердце нечисто, знание не придет. И пока человек не действуют в соответствии с шастрой, его сердце не очистится. Знай же, Арджуна, что невозможно простым отказом от деятельности освободиться от реакций и одним только отречением невозможно достичь совершенства. Нельзя отрекаться от предписанного долга, пока сердце нечисто. Если, находясь на таком уровне, человек принимаем саннйасу, он будет вынужден действовать и заниматься материалистической деятельностью. Привязанность и ложное эго заставят его действовать. Тот саннйаси, который контролирует свои внешние чувства, но при этом думает о чувственном наслаждении, - глупец и притворщик. Такой человек контролирует активные органы чувств, но его сердце еще нечисто. Он не обретет ни знания, ни прогресса. С другой стороны, если искренний домохозяин, выполняя обязанности в соответствии с варнашрамой, пытается контролировать активные чувства и ум, развивает непривязанность к карма-йоге. Такая личность стоит гораздо выше. Он будет постепенно прогрессировать и придет к знанию. Поэтому не пытайся отказаться от деятельности и становиться гйани. Такого рода отречение бесполезно. В таком положении тебе будет сложно поддерживать даже собственное тело. Даже гйани должен совершать активные действия, собирая милостыню. Но кшатрийи не могут собирать милостыню. Поэтому твои обязанности - поддерживать царство, собирать налоги и прогрессировать.

- Но Кришна, живое существо связывается, совершая деятельность. Зачем же тогда ты просишь меня действовать?

- О Арджуна, деятельность, которая предлагается Вишну ради Его удовлетворения, - это йагйа, жертвоприношение, и она не порабощает человека. Это желание плодов делает человека рабом. Итак,

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3