Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Гитамрита
------ Страница 33 ------

Гитамрита - Страница 33

Но что, если человек забывает, что такое благоприятное или неблагоприятное и просто отрекается от всего? Что в этом плохого?

- Арджуна, никто не может бездействовать, даже на секунду. Но кто отрекается от плодов своего труда, считается истинно отрекшимся.

- Я не понимаю, Кришна, - действовать без плодов? Но плоды приходят сами по себе так или иначе. Как же тогда человеку поступать, когда эти плоды приходят?

- Тот, кто не находится в отречении, Арджуна, после смерти вкушает плоды своей деятельности трех видов: желанные, нежеланные и смешанные. Но ведущие жизнь в отречении не страдают от последствий своей деятельности и не наслаждаются ими.

- Кришна, каким образом человек может действовать и не получать плодов за свои действия?

- Когда человек действует без ложного эго, Арджуна, он не получает плодов своей деятельности. Тот, кто понимает, что он не есть действующий и осознает, что Я являюсь Верховным действующим, не получает никаких реакций за свою деятельность. Пока человек сохраняет чувство исполнители деятельности, он вынужден получать определенные реакции. О Арджуна, в соответствии с Ведантой существуют пять причин для совершения всякого действия. Теперь же узнай о них от Меня. Место действия, исполнитель, различные чувства, усилия и в конечном счете Сверхдуша - вот пять факторов деятельности. Верховный Господь есть конечная причина. Он - Божество для каждого, и Он дает возможность действовать каждому. Все чувства и потоки воздуха в теле контролируются Им. Тот, кто понимает это и думает: я не действующий, не связан деятельностью.

- Кришна, если Господь является конечной движущей силой, то находится ли живое существо под Его контролем? Имеет ли оно какое-либо желание, или же оно подобно движущемуся куску дерева? И если это правда, то зачем шастры говорят, как следует поступать и как не следует? Это также не поддается моему пониманию. Каков ответ: действует живое существо или нет?

- О Арджуна, выслушай то, как Я объясню это. Верховный Господь дает тело, чувства и энергию, что является основой живого существа, и затем живое существо действует по своей собственной воле, используя тело и чувства в соответствии со своими желаниями. Сверхдуша в сердце воспринимает желания живого существа и побуждает его к деятельности, затем живое существо может использовать свой разум, читая писания, и затем решает, как поступать, используя энергию Верховного Господа в соответствии со своим желанием. Любой поступок, как правильный, так и неправильный, совершаемый человеком посредством тела, ума или речи, является следствием этих пяти факторов. Поэтому тот, кто считает, что действует сам по себе и кто не принимает во внимание эти пять факторов, несомненно, не слишком разумен, и причина рабства человека в том, что он думает о себе как о единственном действующем. С другой стороны, тот, кто не руководствуется ложным эго и в разуме своем не мыслит о себе как о действующем, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и он не связывается последствиями, даже если он убьет всю вселенную. Что уж говорить о Бхишме, Дроне или Крипе?

- Не мог бы Ты объяснить подробнее, чтобы помочь мне понять, что я не действующий, Кришна?

- Да, Арджуна. Эти знание, объект познания и познающий есть три психологических фактора, побуждающие к деятельности, а чувства, действия и исполнитель являются тремя практическими составляющими деятельности. В соответствии с тремя различными гунами материальной природы существуют три вида знания деятельности и исполнителя деятельности. Теперь услышь о них от Меня.

То знание, посредством которого человек видит одну неделимую природу во всех живых существах, хотя они и разделены на многочисленные формы, есть знание в гуне добродетели. Однако, когда человек думает, что в разных телах пребывают разные виды живых существ, такое знание считается знанием в гуне страсти. И знание, порождающее привязанность к одному виду деятельности как единственно важному и не отражающее истину, считается принадлежащим к гуне невежества.

Деятельность регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельность в добродетели. Но деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям, и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти. А деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениями шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях, считается принадлежащей к гуне невежества.

Тот, кто исполняет свой долг, свободный от ложного эго, с великой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе или поражении, считается действующим в гуне добродетели. Тот, кто работает будучи привязан к своей работе и ее плодам, кто желает наслаждаться этими плодами, кто жаден, всегда завистлив, нечист и движим радостью и печалью, считается пребывающим в гуне страсти. А тот, кто постоянно занят деятельностью, противоречащей наставлениям писаний, кто упрямый, лживый, материалистичный и изощренный в оскорблениях других, ленивый, мрачный, медлительный, считается действующим в гуне невежества.

- О Дхананьджая, теперь Я расскажу тебе подробно о различных видах понимания и решимости в соответствии с тремя гунами материальной природы. То понимание, посредством которого человек знает, что

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31