Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Гитамрита
------ Страница 31 ------

Гитамрита - Страница 31

Господь, три-санкхйа-санкалпа, Твои желания всегда исполняют. Ты же можешь сделать это. Ты можешь спасти их.

- Да, Арджуна, Я могу вмешаться в их независимость, которую они получили от Меня. Но Я не буду делать это, поскольку в их сердцах нет и семени этого желания.

- О Кришна, во мне столько демонических качеств. Как я могу избавиться от всех их?

- Тебе нужно избавиться только от трех, Ардужна: от вожделения, гнева и жадности, потому что это трое врат, которые открывают дорогу в ад. Во что бы то ни стало нужно отказаться от них, ибо они ведут к деградации души. Даже обладающий божественной природой, должен очень опасаться этого.

- О Кришна, что же дает отказ от этого?

- Человек, избежавший этих трех врат ада, о сын Кунти, совершает поступки, ведущие к самореализации, и постепенно достигает высшей цели.

- Чего достигает тот, кто отказался от шастр и кто поступает нравственно, но по собственной прихоти?

- Тот, кто отвергает данные в шастрах наставления и действует по собственной прихоти, тот не сможет достичь ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели. Поэтому человек должен понять, каков его долг, исходя из предписаний шастр. Зная эти правила и предписания, он должен поступать так, чтобы постепенно возвыситься.

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

Разновидности веры

- О Кришна, я осознал, кто такие божественные и демонические натуры. Но что Ты можешь сказать о тех людях, которые изучают Веды, но не следуют им по той или иной причине, хотя они следуют обычным религиозным принципам с верой? К какой категории они относятся: к добродетели, страсти или невежеству?

- Арджуна, людьми, которые отказываются от шастр как от причиняющих беспокойства, управляют гуны материальной природы. Они наследуют эти гуны из обусловленности и впечатлений прошлой жизни. Поэтому вера человека может быть в трех видах: добродетели, страсти и невежестве. Согласно влиянию на него различных гун природы человек развивает определенный вид веры. Вера каждого основана на уме, который просто отражает гуну, преобладающую в сердце. Поэтому человек всегда обладает какой-то верой, и эта вера определяется гуной, влияющей на него. Поэтому, если вы хотите определить веру человека, то смотрите, кому он поклоняется.

- Какая гуна присутствует в различных видах поклонения, Васудева?

- Люди в гуне добродетели поклоняются полубогам, о Партха, в гуне страсти - демонам, а те, кто в гуне невежества, почитают призраков и духов. Все они по собственной прихоти не следуют писаниям. Но существуют те, кто напрямую отрицают предписания шастр. Такие личности налагают на себя суровые тапасьи и епитимьи, не упомянутые в шастрах. Они делают это из гордости и эгоизма. Побуждаемые вожделением и привязанностью, они терзают свое собственное тело, и, поскольку они не следуют Моим наставлениям, они также и Мне доставляют беспокойства, потому что Я - Сверхдуша, находящаяся в их сердцах.

- Кришна, если человек не поклоняется никому, как я могу судить о его природе?

- Это можно определить, узнав, какой пищей он питается, Арджуна, потому что пища, которую человек предпочитает, делится на три вида в соответствии с тремя гунами. То же относится и к жертвоприношениям, аскезам и благотворительности. Теперь же выслушай разницу между ними. Пища, дорогая тем, кто в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни, очищает существование и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища сочная, маслянистая и приятная сердцу. Она также должна доставлять радость глазу. Эта пища приготовлена чисто, из чистых ингредиентов, купленная за чистые деньги, должна подаваться на чистом подносе и раздаваться чистой личностью. Пища слишком горькая, слишком кислая, соленая, слишком острая, сухая и горячая дорога тем, в гуне страсти. Такая пища вызывает несчастья, страдания и болезни. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, которая стала холодной, сухой и дурно пахнущей, пища, которая безвкусная, разложившаяся, испорченная и состоящая из остатков, за исключением тех, которые остаются после святых личностей, и состоящая из непригодных продуктов, таких, как мясо и яйца, дорога тем, кто находится в гуне невежества. Находящиеся в гуне благости держатся от такой пищи на большом расстоянии.

Теперь что касается жертвоприношений. Жертвоприношения, которые совершаются в соответствии с правилами шастр из чувства долга, теми, кто не желает награды, находятся в гуне добродетели. Но жертвоприношения, совершенные ради какой-либо материальной выгоды или, того хуже, из гордости, находятся в гуне страсти. Любое жертвоприношение, совершенное без следования писаниям, без раздачи прасада, без пения ведических гимнов, без вознаграждения священников из без веры, относится к гуне невежества.

Теперь об аскезе. Аскетизм тела состоит в поклонении Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю, старшим, а также в чистоте, простоте, целомудрии и неприменении насилия. Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, также в регулярном чтении Вед. Аскетизм ума состоит в простоте, серьезности, удовлетворенности и самоконтроле. Эта аскеза трех видов совершается верующими людьми, не ожидающими материальной выгоды, а только ради Всевышнего. Есть аскеза в добродетели однако, аскеза, совершаемая из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, считается находящейся в гуне

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29