Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Гитамрита
------ Страница 32 ------

Гитамрита - Страница 32

страсти. Она не может быть ни твердой, ни постоянной. Воздержание, совершаемое из глупости, которому сопутствуют самоистязание и причинение вреда другим, считается в гуне невежества.

Благотворительность также делится на три вида, Арджуна. Та добродетель, которая совершается из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время и в надлежащем месте, по отношению к достойной личности, относится к гуне добродетели. Такая благотворительность очищает сердце от чувства обладания и привязанности. Но благотворительность, совершаемая в расчете на какое-то возмещение или совершаемая неохотно, находится в гуне страсти. Милостыня, поданная в нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности, без должного внимания, считается находящейся в гуне невежества.

До сих пор Я описывал тебе то, как ты можешь понять веру личности в зависимости от его поклонения, пищи, жертвоприношений, аскез и благотворительности. Однако, все эти действия имеют недостатки, и, чтобы очистить их, брахманы в прошлые времена воспевали три слова: ом тат сат, которые указывают на Абсолютную Истину. Они пользовались этими тремя словами во время жертвоприношения ради удовлетворения Всевышнего, и поэтому трансценденталисты, совершающие жертвоприношения, благотворительность и аскезы, всегда начинают со слога ом, чтобы достичь Всевышнего. Из трех данных слогов ом особо известен как имя Господа, и он всегда используется в Ведах. Без эгоистических желаний человек должен совершать жертвоприношения, воздержание и благотворительность со словом тат. Цель таких действий - освободиться от материальных пут. Верховный является целью жертвоприношений, совершаемых с преданностью, и на это указывает слово сат.

Мой преданный, который совершает жертвоприношения, также называется сат, как и все жертвоприношения, воздержание и благотворительность, которые совершаются для Моего удовлетворения. И когда человек воспевает эти три имени, какой бы деятельностью он ни занимался, все разногласия улаживаются, поэтому эти три высших слога - ом тат сат - используются для того, чтобы довести до совершенства и законченности все действия. Поэтому, Арджуна, ты должен выполнять все свои действия с верой и в гуне добродетели. Другие действия бесполезны. Жертвоприношения, благотворительность или воздержание без веры непостоянны, это называется асат, и это бесполезно как в этой жизни, так и в следующей.

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

Совершенство отречения

- Сильнорукий, Всемогущий, я лишь маленький маха-бахо. Таким образом, мы - друзья. Я не обладаю всем знанием, но, благодаря нашей дружбе, я без колебаний следую тебе.

- Арджуна, отказ от деятельности, основанной на материальных желаниях, - вот что великие ученые люди называют жизнью в отречении, саннйаса, а отказ от плодов деятельности есть то, что мудрецы называют отречением, тйага. Некоторые ученые люди говорят, что все виды деятельности ради плодов должны быть оставлены как греховные. Но иные мудрецы утверждают, что не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности и тапасий. Итак, выслушай же теперь Мое суждение об отречении. О тигр среди людей, в писаниях говорится, что отречение бывает трех видов.

- Но Кришна, я спросил о разнице между тйагой и саннйасой, а Ты мне отвечаешь, что существуют три вида тйаги.

- Пожалуйста, выслушай, Партха, Я скажу тебе определенно - от жертвоприношений, благотворительности и тапасьи не следует отказываться. В действительности жертвоприношения, благотворительность и тапасья очищают даже великие души. Такие личности являются хорошим примером для других. Показная саннйаса - это оправдание отказу от предписанных обязанностей, тогда как тйага - это когда человек отказывается от желания наслаждаться плодами, но исполняет свой долг. Человек должен отказываться от деятельности только на тонком уровне, на уровне отречения от плодов. Эти действия способны очистить сердце и поднять человека на уровень знания. Как внутри лотоса есть волокна, так же и эти три вида деятельности содержат в себе волокно знания. Таким образом, недостатки этого мира можно превзойти, не впутываясь в материальную деятельность. Вся эта деятельность должна совершаться без привязанности к ней и без ожидания награды. Ее следует совершать из чувства долга. Таково Мое окончательное мнение. И теперь Я объясню тебе три вида саннйасы. Если человек отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии, такое отречение совершается в гуне невежества. Я уже говорил тебе, что работа лучше, чем отречение. Если кто-то думает, что деятельность запутывает его и поэтому лучше от нее отказаться, - это иллюзия, и это приводит к еще большему невежеству. Поэтому нужно очень опасаться этого. Тот, кто отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами, действует в гуне страсти и никогда не возвысится до отречения. Такой человек в страсти понимает благо от совершения жертвоприношений, но он думает: "Это слишком обременительно и причиняет мне лишь телесные страдания. Поэтому я отрекаюсь." Когда человек исполняет предписанные обязанности только потоу, что их необходимо выполнять и полностью отрекается от всякого материального общения и всех привязанностей к плодам своей деятельности, его отречение считается отречением в гуне добродетели.

- Кришна, по каким признакам можно определить того, кто отрекается в гуне добродетели?

- Арджуна, разумный человек, находящийся в гуне добродетели, не ненавидит неблагоприятную работу, как и не привязан он к благоприятной. Что же касается работы во имя долга, то у него нет сомнений на этот счет.

- Это понятно, Кришна.

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30