Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Гитамрита
------ Страница 34 ------

Гитамрита - Страница 34

следует делать и что не следует, чего надо бояться и чего на надо, что связывает и что освобождает, такое понимание относится к гуне добродетели. То понимание, которое не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать и которые совершать не следует, принадлежит к гуне страсти. Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении, находится в гуне невежества.

Непоколебимая решимость, неотступно поддерживаемая практикой йоги, и которая таким образом контролирует деятельность ума, жизни и чувств, есть решимость в гуне добродетели. Но та решимость, с которой человек устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения, имеет природу страсти. А та решимость, которая не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждение, такая глупая решимость принадлежит к гуне тьмы.

Теперь, прошу тебя, выслушай о трех видах счастья, которыми наслаждается обусловленная душа и благодаря которым она иногда может обрести свободу от всякого страдания. То, что в начале подобно яду, а в конце - нектару, что пробуждает человека к самоосознанию - есть счастье в гуне добродетели. Это счастье не приходит легко, но оно достигается благодаря долгой практике. Поскольку это наслаждение не возникает от соприкосновения с внешними объектами чувств, но исходит изнутри, это счастье возникает из-за отказа от чувственных объектов. Но счастье души покрыто тенденцией к чувственному наслаждению.

- Почему счастье в добродетели подобно яду, Кришна?

- Арджуна, в начале человек должен контролировать чувства и ум, и это трудно. Человек должен пройти через тяготы контроля ума, но позднее он достигает нескончаемого потока нектара, который называется самадхи. Однако то счастье, которое возникает от соприкосновения чувств с их объектами и которое кажется в начале подобным нектару, а в конце - яду, имеет природу страсти.

- Какой может быть нектар в страсти, Кришна?

- В основном, под этим понимают незаконный секс, Арджуна.

- А как насчет счастья в невежестве?

- То счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно с начала до конца, которое проистекает из сонливости, лености, иллюзии, имеет природу невежества.

- Кришна, есть ли в этом мире место, где живые существа не подвержены влиянию этих гун?

- Арджуна, нет ни одного существа ни на этой планете, ни среди полубогов на высших планетных системах, которое было бы свободно от этих гун, порожденных материальной природой. Брахманы, кшатрийи, ваишйи и шудры отличаются качествами, порождаемыми их собственной природой в соответствии с материальными гунами. Они обладают этой природой с рождения и развивают ее посредством образования. В брахманах преобладает гуна добродетели. Их естественными качествами являются: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Естественные качества деятельности кшатриев - это героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить. Земледелие, защита коров и торговля - естественная работа для ваишей. Физический труд и служение другим - предназначение шудр.

- Как же эти действия приводят к знанию, Кришна?

- Человек может достичь совершенства, исполняя свои предписанные обязанности, Арджуна. Так же, как в стебле лотоса есть волокна, так же в предписанных обязанностях человека есть нити знания при условии, что человек поклоняется Господу посредством этих обязанностей. Это означает, что, исполняя свои обязанности, он предлагает свою деятельность Господу в своем уме и говорит: мой дорогой Господь, будь доволен этой деятельностью. Таким образом, Господь доволен этой деятельностью, которая и есть поклонение, и так человек может достичь совершенства, делая свое дело.

- В каком положении находится тот, кто знает, как исполнять свои обязанности, но имеет склонность к исполнению чужих обязанностей, Кришна?

- Лучше заниматься своим собственным делом, Арджуна, даже выполняя его несовершенно, нежели в совершенстве исполнять чужое. Обязанности, предписанные в связи с природой каждого, никогда не вызывают греховных реакций. Человек должен совершать действия, относящиеся к своей природе, даже если с поверхностной точки зрения эта деятельность кажется низшей.

- Но кшатрийи в страсти, Кришна. Должен ли я заниматься высшей деятельностью брахмана? Что в этом плохого, ведь определенно я продвинусь, поступая так?

- Не думай, что только твои обязанности несовершенны, Арджуна. У всех в обязанностях есть недостатки, даже огонь покрыт дымом. Не только предписанные обязанности кшатрия имеют недостатки. Деятельность брахманов также несовершенна. Человек должен исполнять свой долг просто потому, что он предписан ему. Вся деятельность контролируется гунами природы, поэтому всегда будут какие-то изъяны. Поэтому не нужно волноваться из-за этого.

- А как насчет того, кто чист, Васудева? Как он прогрессирует в осознании Бога?

- Есть две стадии отречения, Партха. Первая стадия - когда человек работает, но отказывается от плодов своей деятельности и от концепции того, что он - действующий. Постепенно, выполняя деятельность нишкам-карма, он развивает отречение. Впоследствии он также отказывается и от самой деятельности. Это второй уровень саннйасы, и он называется путем знания, или гйана-марг. На этом пути он контролирует свои ум и чувства. У него нет желания к материальным наслаждениям даже на Брахмалоке. Поэтому он отрекается от всей деятельности и достигает совершенства

Навигация:

Страница 36
Страница 35
-- Страница 34 --
Страница 33
Страница 32