Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Гитамрита
------ Страница 26 ------

Гитамрита - Страница 26

поле и каково его влияние.

- Кришна, кто изначально подробно объяснил это знание, о котором сейчас Ты говоришь лишь в общих чертах.

- Это знание описано мудрецами, подобными Парашаре Муни, Арджуна, и оно представлено в Веданта-сутре с объяснением всех причин и следствий. Пять главных элементов: ложное эго, разум, прадхана, десять чувств и ум. Пять объектов чувств: желание, ненависть, счастье, горе, совокупные признаки жизни, убеждение; считается, что все это вместе составляет поле деятельности и его взаимодействие. Теперь выслушай, как Я опишу процесс познания, который является средством освобождения из пут этих двадцати четырех элементов. Их 20 пунктов: скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло, отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния семьи, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий, постоянная чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей, признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной Истины - все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество.

- А каков объект познания, Кешава?

- Существуют два объекта познания. Первый - это индивидуальная духовная душа, которая не имеет начала и подчинена Мне. Эта духовная душа лежит за пределами причин и следствий этого мира. Второй объект - это Сверхдуша, чьи руки и ноги повсюду, пронизывая все. Она - изначальный источник всех чувств, хотя Сама не имеет чувств. Она не привязана, хотя поддерживает все живые существа. Она трансцендентальная к гунам природы, хотя в то же время является господином всех гун. Она существует внутри и вне всех существ. Поскольку Она тонка, Она находится вне власти материального видения или познания. Хотя Она очень далеко, Она также очень близко. Хотя Сверхдуша кажется поделенной между всеми существами, Она неделима, Она - одно целое. Хотя Она поддерживает всех, Она создает, уничтожает все. Она - источник света во всех светящихся объектах. Она освещает разум существа. Она пребывает по ту сторону тьмы материи, и Она не проявлена. Она - знание, Она - предмет познания, Она - цель познания, и Она обитает в сердце каждого. Таким образом, Я описал тебе поле деятельности, знание и предмет познания. Только Мои преданные могут должным образом осознать это и так достичь Моей природы.

- О Господь, Твое знание безгранично.

- Теперь, Арджуна, Я отвечу тебе на первый вопрос. Считается, что материальная природы и живые существа не имеют начала. Однако, любые изменения в этом материальном мире происходят не по вине живых существ. Они являются продуктом материальной природы. Говорится, что эта материальная природа является лишь инструментом всех материальных причин и следствий, тогда как живое существо есть причина разнообразных радостей и страданий в этом мире. Живое существо, пребывая в материальной природе, следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами природы. Это происходит из-за его контакта с материей. Таким образом, оно рождается в различных хороших или отвратительных формах жизни. Тем не менее, в этом теле есть еще и другой, трансцендентальный, наслаждающийся. Господь, Верховный Владыка, который наблюдает и дозволяет и именуется Сверхдушой. Тот, кто понимает эту философию, непременно достигнет освобождения. Он не родится здесь снова независимо от его настоящего положения.

- Васудев, есть ли какие-то другие средства достижения этого уровня?

- Да, Арджуна, некоторые постигают Сверхдушу внутри себя посредством аштанга-йоги, другие - через санкхйа-йогу, а третьи - через карма-йогу.

- Кришна, если человек не может медитировать, заниматься санкхйа-йогой или совершать карма-йогу, что же он должен делать?

- Есть и другие, которые не знают об этих путях, Арджуна. Но они начинают поклоняться Господу, услышав о Нем от других. Сами они не занимаются изучением. Но вследствие своей склонности прислушиваться к авторитетам с верой и без материальных желаний, они также выходят за круг рождения и смерти.

- Какова причина рождения и смерти, Кришна?

- О лучший среди Бхарат, знай, что бы ты ни видел в этом мире есть лишь соединение поля деятельности и знающего это поле. И когда этот знающий отделяется от поля, это называется смертью. Но когда этот знаток соединяется с полем, это называется рождением. Но тот, кто видит Сверхдушу, сопутствующую индивидуальной душе в каждом теле, и кто понимает, что ни душа, ни Сверхдуша внутри этого тела не разрушаются, обладает истинным видением.

- Что дает человеку возможность иметь такое видение?

- Тот, кто обладает таким видением, действует правильно и способен видеть различие. Такую личность не сбивает с толку его ум. Его никогда не беспокоят завистники. Поэтому он достигает высшего назначения.

- Пожалуйста, продолжай говорить об этом видении, Васудева. Каким образом человек должен видеть или действовать?

- Тот, кто видит, что все действия совершаются телом, и видит, что душа не делает ничего, тот воистину видит. Когда разумный человек перестает видеть различие существ, вызванное различием между их материальными телами, и видит, как существа пребывают повсюду, он

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24