встают рано и повторяют Харе Кришна. «Бхагавад-гиту» они читают не только по воскресеньям. Преданные не хотят быть богатыми, как полубоги, — во всяком случае, не должны этого хотеть. Стремление к богатству присуще уровню карма-мишра- бхакти — нечистого преданного служения, смешанного с материальными желаниями.
йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах
«Как человек предается Мне, так ЯЫ вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Прит- хи» («Бхагавад-гита», 4.11). Чем больше у вас материальных желаний, тем меньше вы понимаете Кришну. Но чем больше вы предаетесь Кришне, тем полнее Он раскрывается перед вами. Преданное служение полностью удовлетворяет душу, поскольку она восстанавливает непосредственную связь с Верховной Личностью Бога.
т.63 йатха тарор мула-нишечанена трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах пранопахарач ча йатхендрийанам татхайва сарварханам ачйутеджйа
«Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол, большие и маленькие ветки и все остальные части дерева, а отправляя в желудок пищу, даем силу органам чувств и другим частям тела. Точно так же, просто поклоняясь Верховному Господу в процессе преданного служения, человек тем самым удовлетворяет полубогов, которые являются неотъемлемыми частями Господа».
Комментарий Шрилы Прабхупады: Это цитата из «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14).
Комментарий Шрилы Прабхавишну Свами: Шрила Прабхупада часто приводит этот пример. Из стиха явствует, что преданный, служа Кришне, естественным образом исполняет все остальные обязанности. В Первой Песни Нарада Муни произносит знаменитый стих:
тйактва сва — дхармам чаранамбуджам харер бхаджанн апаквотха патет тато йади йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким ко вартха аптобхаджатам сва — дхарматах
«Человек, оставивший материальные занятия ради преданного служения Господу, но не достигший зрелости, иногда может пасть, однако даже в этой неудаче для него нет ничего плохого. С другой стороны, человек, не занимающийся преданным служением, даже если он выполняет все предписанные ему обязанности, ничего не достигает» («Шримад-Бхагаватам», 1.5.17). Многие скрупулезно исполняют свои материальные обязанности, но если человек не занят преданным служением Кришне, в конечном счете он не получит никакого блага.
дхармах свануштхитах пумсам вишваксена — катхасу йах нотпадайед йади ратим шрама эва хи кевалам
«Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.8). С другой стороны, преданный, даже если он выполняет свое служение несовершенно, все равно прогрессирует. Он обретает милость Кришны и возвращается к Нему, даже если его преданное служение неустойчиво. В любом случае он всевда может продолжить свое служение. Поэтому Кришна говорит: «На этом пути нет потерь». Даже незначительное преданное служение может спасти от величайшей опасности, потому что преданное служение не отлично от Всевышнего — Кришны.
т.64 шраддхаван джана хайа бхакти-адхикари уттама, мадхйама, каништха — шраддха-анусари
Исполненный веры преданный достоин обрести любовное служение Господу. Согласно силе веры преданных разделяют на преданных высшего, среднего и низшего уровня.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Слово шраддхаван (исполненный веры) означает, что человек понимает Кришну как summum bonum — вечную истину и трансцендентный Абсолют. Тот, у кого есть полная вера в Кришну и кто полагается на Него, становится достоин нести преданное служение как близкий слуга Кришны. Вера преданного определяет, на каком уровне он находится: на высшем, среднем или низшем.
Вопрос: Иногда преданные общаются с (не слышно). Как получить благо от общения?
Ответ: Это зависит от степени восприимчивости. Если человек, интересующийся духовной жизнью, подходит к преданному в смиренном умонастроении, он получит благо от общения с ним. Но если какой-то гордец мнит себя продвинутым преданным, он не сможет оценить преданное служение по достоинству. Он упустит свою возможность. Конечно, он получит некоторое благо, но не столь значительное, как человек, восприимчивый к проповеди. Если вы посеяли семя в плодородную почву, оно благополучно разовьется во взрослое растение, которое в свою очередь принесет очень хороший урожай, но семя, посеянное в пустыне, будет развиваться гораздо медленнее. Все зависит от восприимчивости человека, который встретился с преданными.
Вопрос: Чем карма-йога — деятельность в сознании Кришны — отличается от бхакти-йоги — преданного служения?
Ответ: Карма-йога означает, что стремление к плодам присутствует, но человек, тем не менее, жертвует плоды своей деятельности Кришне. Бхакти-йога подразумевает, что он действует только ради удовлетворения гуру и Кришны. У него нет никакой личной заинтересованности в результате. Бхакти означает преданность, карма — деятельность ради плодов. Разница в сознании. Оба предлагают что-то, оба являются деятельностью, но в одном случае человек действует, стремясь к плодам, а в другом
— в настроении преданности. Настроение преданности развивается постепенно. Поэтому существует карма-йога, благодаря которой человек очищается и получает вкус к служению Кришне. Впоследствии он начинает преданное служение, то есть приступает к бхакти-йоге. Как говорит Капиладева,
адхйатмиканушраванан нама<анкиртанач ча ме арджавенарйа-сангена нираханкрийайа татха
«Преданный должен стараться слушать только разговоры на духовные темы и все время повторять святое имя Господа. В отношениях с людьми он должен быть честным, прямым и держаться просто. Хотя преданный ни к кому не питает вражды и ко всем относится дружелюбно, ему следует избегать общества тех, кто находит- ся на низком уровне духовного развития» («Шримад-Бха- гаватам», 3.29.18). Встав на путь освобождения, человек разовьет привязанность к преданному служению. Если карма-йог общается