Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 59 ------

Прабхавишну Свами - С сердцем бенгальской матери - Страница 59

величайшего, возвышенного преданного. Преданный на

уровне маха-бхагаваты не различает между друзьями и врагами. На этом уровне он всех видит слугами Кришны. В «Бхагавад-гите» (5.18) сказано:

видйа-винайа<ампанне брахмане гави хастини шуни чайва швапаке ча пандитах сама-даршинах

«Смиренный мудрец благодаря истинному знанию одинаково взирает на ученого и скромного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого)».

Маха-бхагавата, обладая великим знанием и пребывая на высоком уровне духовного сознания, не видит разницы между тигром, слоном и великим ученым. Доказательством высокого уровня духовного сознания является бесстрашие. Человек такого уровня ни на кого не держит зла и всегда служит Господу. Он видит каждое живое существо как вечную неотъемлемую частицу Господа, которая служит в соответствии со своими возможностями, исполняя волю Верховного Господа. Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (15.15):

сарвасйа чахам хриди саннивишто матах смритир гйанам апоханам ча

«Я пребываю в сердце каждого, и память, знание и забвение исходят от Меня».

Маха-бхагавата знает, что Кришна - в сердце каждого. Кришна диктует живому существу, а оно исполняет Его указания. Кришна в сердце тигра, слона и кабана. Поэтому Кришна говорит им: «Это маха-бхагавата. Пожалуйста, не трогай его». Будет ли способно животное проявить жестокость к такой великой личности? Неофиты и даже те, кто достигли некоторого уровня в преданном служении, не должны имитировать маха-бхагавату

- они должны только следовать по его стопам. Есть два слова: анукара — «имитировать», и анусара — «пытаться следовать». Мы не должны пытаться копировать деяния маха-бхагаваты или Шри Чайтанйи Махапрабху. Все свои усилия следует направлять на то, чтобы следовать по их стопам в соответствии со своими возможностями. Сердце маха-бхагаваты полностью свободно от материального осквернения, поэтому он может стать очень дорогим даже хищникам - тиграм, или слонам. На самом деле маха-бхагавата относится к ним как к своим близким друзьям. На этом уровне не может быть и речь о злобе. Когда Господь шел лесом, Он пребывал в экстазе, считая лес Вриндаваном. Он просто искал Кришну.

Комментарий Шрилы Прабхавишну Свами: Один из примеров великого преданного, маха-бхагаваты - Хари- дас Тхакур. Одно время Харидас Тхакур жил в пещере, постоянно погруженный в воспевание святого имени Господа. В этой же пещере жила большая змея. Некоторые люди, желавшие получить даршан Харидаса Тхакура, не могли войти, поскольку боялись змеи. Поэтому ради проповеди Харидас собирался покинуть пещеру. Но Кришна, пребывающий в сердце змеи, сделал так, что она сама уползла оттуда, чтобы маха-бхагавата Харидас Тхакур не испытывал беспокойства при воспевании или во время проповеди.

В комментарии Шрила Прабхупада подчеркивает, что маха-бхагавата абсолютно бесстрашен, ибо всецело предался Кришне. Он знает, что Кришна находится повсюду и в сердце, поэтому он способен видеть каждого в духовной взаимосвязи с Кришной. О том же самом говорится в «Бхагавад-гите»: чистый преданный, смиренный мудрец, одними глазами видит каждого. Это значит, что он видит все связанным с Кришной. Из этого не следует, что он будет абсолютно одинаково вести себя со слоном и с собакой. Конечно, в описанной выше лиле Чайтанйа Махапрабху был в таком экстазе и Его могущество было настолько велико, что Он обращался ко всем -людям и животным: «Просто пойте Харе Кришна!»

Есть также другие примеры того, как великие преданные были очень добры к животным и пробуждали в них сознание Кришны. Сегодня утром мы читали о том, как Шивананда Сена кормил собаку прасадом по пути в Джаганнатха-Пури, но однажды собака исчезла. Тогда Шивананда стал поститься. В Джаганнатха-Пури он увидел эту собаку подле Господа Чайтанйи, который кормил ее. Очень скоро собака вернулась в духовный мир. Однако эти случаи — скорее исключения, чем правило. Обычно маха-бхагавата, чистый преданный Господа, строит свои отношения с людьми и с животными на основе их внешней деятельности, поскольку для того, чтобы проповедовать сознание Кришны по всему миру, необходимо различать типы живых существ. Поэтому говорится, что он ведет себя как мадхйама-адхикари. В то же время он видит их истинный духовный уровень.

Существует четыре типа личностей. Первый - это Верховный Господь, которому преданный поклоняется. Второй —другие преданные, с которыми он общается и дружит. Третий — те, кто невежественны, но невинны; таким людям преданный проповедует. Четвертый тип - завистники и закоренелые атеисты, общения с которыми преданный избегает. Необходимо видеть различия между типами личностей, чтобы пробуждать в них сознание Кришны и помогать развиваться духовно. Особенно это касается преданных-новичков, так как если они будут общаться с демонами или атеистами, это осквернит их сознание. На маха-бхагават такое общение не влияет, ибо они всегда погружены в Кришну. Однако новичок нуждается в наставлениях и хорошем примере. Прабхупада подчеркивает, что преданный-неофит должен не подражать, но следовать по стопам продвинутых вайшнавов, то есть внимать их наставлениям.

Чистые преданные Господа — ачарйи — учат нас, как действовать в сознании Кришны в настоящее время и всегда. Вот почему Прабхупада подчеркивал: «Не пытайтесь подражать Харидасу Тхакуру». Харидас Тхакур - на- мачарйа. Не пытайтесь подражать ему, повторяя Харе Кришна триста тысяч раз в день, - вы еще недостаточно чисты. Вам нужно постепенно очищаться путем соблюдения регулирующих принципов и слушания «Шримад- Бхагаватам». Особенно важно заниматься активным преданным служением,

Навигация:

Страница 61
Страница 60
-- Страница 59 --
Страница 58
Страница 57