или ложное эго? Как избавиться от этого?
Ответ: Оскорбления возникают из гнева, из ложного эго — из гуны невежества. Человек становится гордым. Он думает, что не имеет значения, как он относится к другим... Чем раньше мы научимся уважать других, тем лучше. Поэтому Шрила Прабхупада подчеркивает, что необходимо принять духовного учителя, кланяться ему, предлагать гуру-пуджу и смиренно служить ему: все это предназначено для того, чтобы разбить нашу ложную гордость. Затем надлежит безо всякого вызова принять духовное руководство. Следует стать смиренным и послушным, а для этого нужно общаться с преданными, которые духовно развиваются. Такое общение разовьет в нас схожие качества.
Вопрос: Что такое сантименты?
Ответ: Это уровень ума. Чем занят ум? Он думает, чувствует и желает. Он ощущает, следовательно, испытывает эмоции, которые могут увлечь сознание человека в разные стороны: человек сильно привязывается или испытывает неодолимое отвращение к кому-то или к чему-то; он испытывает страдание, печаль, скорбь или горячее желание. Сильные желания или скорбь — это, по словам Шрилы Прабхупады, признаки материально
го
го сознания. Человек озабочен: «Мне нужны деньги, деньги, деньги!» Потом он их получает, тратит и скорбит: «Зачем я их так бездумно потратил?!» Если ум находится под сильным влиянием изменчивых эмоций, это уровень сантиментов, и превзойти его можно постоянством в сознании Кришны. А для того, чтобы утвердиться в сознании Кришны, нужно слушать духовных наставников, а не россказни ума.
брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати сомах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам
«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне» («Бхагавад-гита», 18.54). С уровня ума мы должны перейти на духовный.
Вопрос: Пожалуйста, объясните понятие утсаха-майи, энтузиазма. Как отличить истинный энтузиазм от ложного?
Ответ: Это описывает Вишванатха Чакраварти Тха- *УР> рассказывая об аништхита-бхаджана-крийе, или непостоянном преданном служении. Этот уровень имеет различные отличительные признаки, вызванные анартха- ми, или нечистотой нашего сердца. Преданный-новичок иногда кажется преисполненным энтузиазма, но потом неожиданно теряет его. Энтузиазм должен быть устойчивым.
Вопрос: Существенно ли для преданного, какой форме Кришны поклоняться - Джаганнатхе, Гаура-Нитай, Радхе-Кришне? Может ли он сам выбрать для поклонения образ Господа, привлекающий его более всего?
Ответ: В Кали-йугу особенно важно поклоняться Господу Чайтанйе и Господу Нитйананде. Это самое главное. Без Них мы не можем поклоняться ни Радхе-Кришне, ни Джаганнатхе. Но в нашем Движении поклоняются Радхе-Кришне, Шри Шри Гаура-Нитай и Господу Джаганнатхе. Это главные Божества, установленные Шри- лой Прабхупадой. Мы можем поклоняться Шри Шри Гаура-Нитай, не поклоняясь Радхе-Кришне, но нельзя поклоняться Радхе-Кришне, не поклоняясь Шри Шри Гаура-Нитйананде. Конечно, даже поклоняясь Шри Шри Гаура-Нитай, мы поем Харе Кришна, то есть Радха-Криш- на, а значит, поклоняемся также и Им.
Вопрос: Существует ли разница между тем, слушаем ли мы во время джапы святые имена, или же мы думаем
о служении, которое поручили нам старшие преданные? Как последнее отражается на нашем духовном развитии?
Ответ: Полезнее слушать трансцендентные звуки святого имени. Но если человек не способен сосредоточиться на них, ему лучше думать о преданном служении, чем о чем-либо другом.
Вопрос о преданных-новичках, с самого начала духовной жизни проявляющих устойчивый энтузиазм.
Ответ: Безусловно, это свидетельствует о том, что они были очень благочестивы или даже занимались преданным служением в своих прошлых жизнях. Говорится, что постоянство в преданном служении является признаком праведности в прошлых жизнях, тогда как непостоянство свидетельствует о грехах.
Вопрос: Что такое кришна-карма?
Ответ: Это можно понимать так, что Кришна Сам вознаграждает нас за преданное служение, но Шрила Прабхупада никогда не использовал термин кришна-карма. Лучше придерживаться терминологии, которую использовал Шрила Прабхупада. Но сама идея верна. Переводчики особенно должны быть щепетильными в том, что касается терминов. Я надеюсь, что вы не начнете употреблять слово кришна-карма в переводах.
Вопрос: Бывает так, что человек, который только недавно присоединился к Движению и начал следовать методу преданного служения, говорит, что читает книги Шрилы Прабхупады, но без толку: «В одно ухо входит, а в другое выходит», то есть знания не остаются в его уме. Как это объяснить?
Ответ: Посоветуйте такому человеку слушать многократно. Это правда — память в Кали-йугу очень слаба. Поэтому и приходится постоянно напоминать уму одно и то же. Шрила Прабхупада сказал, что лекции по «Шримад-Бхагаватам» должны проводиться ежедневно. Мы можем снова и снова слушать одно и то же. Читая книги Шрилы Прабхупады, вы можете заметить, что в своих комментариях он вновь и вновь повторяет одни и те же истины. Причиной тому слабость нашей памяти: мы нуждаемся в постоянном напоминании.
Вопрос: Какие службы (гаура-арати, туласи-пуджа) наиболее важны для преданного, который живет дома?
Прабхавишну Свами: Вы хотите выбрать для себя одну из служб?
Преданный: Иногда нет возможности проводить службы и утром и вечером, и приходится выбирать.
Прабхавишну Свами: Я считаю, что следует проводить арати Божествам по меньшей мере раз в день. Если нет возможности провести полную гуру-пуджу, нужно по крайней мере проводить простую. Если у вас есть возможность поклоняться Туласи — это замечательно, это поможет вам развить бхакти. Одно из имен Туласи