Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Прабхавишну Свами - С сердцем бенгальской матери - Страница 24

Даже если мы не ощущаем стремительного прогресса на этом пути, мы должны терпеливо ждать, но не просто ждать, а продолжать прилагать усилия. Шрила Прабхупада говорил, что в любом случае мы не должны покидать ИСККОН, - даже если ум бунтует, не обращайте на него внимания. Ум как пес, бегающий туда-сюда. Хозяин должен вышколить его и держать на поводке. Также Прабхупада приводил пример со львом. Льва дрессируют так: сначала дрессировщик не дает ему пищи, потом бьет, затем кормит, опять морит голодом, бьет и снова дает немного корма. Сидя в клетке, лев начинает понимать, что добрый хозяин снабжает его пищей, и становится совсем ручным. Ум «дрессируют» так же, то есть его необходимо бить и «кормить» повествованиями о Кришне и святом имени. Постепенно мы разовьем вкус к такой диете и, в конце концов, излечимся.

йехи самспарша-джа бхога духкха-йонайа эва те адй-антавантах каунтейа на тешу рамате будхах

«Разумный человек сторонится удовольствий, рожденных от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими» («Бхагавад-гита», 5.22). Однако развитие любви - это вечное, а не временное занятие. Даже после того, как мы оставим свои бренные тела, мы сможем продолжать взращивать эту любовь.

«Шримад-Бхагаватам», 2.9.18 Сочи, 9 июля 1996 года

тад-даршанахлада-париплутантаро хришйат-танух према-бхарашру-лочанах нанама падамбуджам асйа вишва-сриг йат парамахамсйена патхабхигамйате

Сердце Господа Брахмы, созерцавшего Верховного Господа во всем Его великолепии, преисполнилось радостью. От переполнявшей его любви и экстаза на глазах у него выступили слезы, и он припал к стопам Господа. Таков путь, которым следует хивое существо, достигшее высшего совершенства (парамахамса) .

Комментарий Шрилы Прабхупады: В самом начале «Шримад-Бхагаватам» сказано, что это писание предназначено для парамахамс. Парамо нирматсаранам сатам: «Шримад-Бхагаватам» предназначен для людей, не знающих, что такое злоба. Озлобленность, присущая обусловленному существу, имеет очень глубокие корни, она начинается со злобы на Верховную Личность Бога. Личность Бога — это непреложная истина, которую признают все богооткровенные писания. «Бхагавад-гита» также уделяет особое внимание личностному аспекту Верховного Господа, более того, в заключительной части этого великого произведения подчеркивается, что, если человек хочет избавиться от всех страданий, он должен предаться Личности Бога. Но, к сожалению, люди с греховным прошлым не верят в существование Личности Бога; вместо того чтобы предаться Богу, они, не имея никаких на то оснований, надеются сами стать Богом. Злоба, присущая обусловленной душе, остается с ней даже тогда, когда у нее возникает желание слиться с Господом, и потому даже величайшие философы-эмпирики, помышляющие о слиянии с Верховным Господом, не могут стать парамахамсами, ибо их ум осквернен злобой. Таким образом, достичь уровня парамахамсы способны только те, кто полностью посвятил себя практике бхакти-йоги. На путь бхакти-йоги человек вступает с того момента, когда у него появляется твердая убежденность в том, что одного преданного служения Господу в состоянии трансцендентной любви достаточно, чтобы достичь высшего совершенства. Брахмаджи верил в путь бхакти-йоги, он с верой принял указание Господа, велевшего ему совершать many, и выполнил его, наложив на себя великие покаяния. Тапасйа, которую он совершал, увенчалась успехом: его взору открылось видение Вайкунт- халоки и Господа. Обители Верховного Господа невозможно достичь никакими механическими средствами - ни с помощью ума, ни с помощью космических кораблей, но этой обители, Вайкунтхалоки, можно достичь посредством бхакти-йоги, ибо только бхакти-йога позволяет человеку осознать Господа. Господь Брахмаджи оставался сидеть на своем лотосе и оттуда благодаря искренности, с которой он занимался бхакти-йогой, смог увидеть Вайкунтхалоки во всем их великолепии, а также Самого Господа и Его приближенных.

Следуя по стопам Господа Брахмы, то есть встав на путь парамахамс, который рекомендован в данном стихе, любой человек даже в наше время может достичь того же совершенства. Этот метод самоосознания, предназначенный для людей нынешнего века, одобрил также Господь Чайтанйа. Прежде всего необходимо искренне поверить в существование Личности Бога Шри Кришны и, не делая попыток постичь Его с помощью спекулятивной философии, слушать то, что сказано о Нем в «Шримад Бхагавад-гите», а затем приступить к изучению «Шримад-Бхагаватам». Объяснения этих писаний необходимо слушать в изложении личности бхагаватам, а не чтецов-профессионалов, карми, гйани или йогов. В этом заключается секрет постижения науки о Боге. Чтобы постичь эту науку, необязательно отрекаться от мира; человек может оставаться в том положении, в каком находится сейчас, но должен найти истинного преданного Господа и с верой и убежденностью слушать в его изложении трансцендентное послание Господа. Таков путь парамахамс, рекомендованный в этом стихе. Среди многих святых имен Господа есть имя аджита, что значит «непобедимый». И тем не менее Господа можно покорить — сделать это может человек, идущий путем парамахамс. Великий духовный учитель Господь Брахма понял эту истину и продемонстрировал действенность этого метода на практике. Сам Господь Брахма рекомендует парамахамса-пантхах в следующем стихе «Шримад- Бхагаватам»:

гйане прайасам удапасйа наманта эва дживанти санмукхаритам бхавадийа вартам стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир йе прайашоджита джитопй аси таис трилокйам

Господь Брахма сказал: «О Господь Кришна, преданный, который отверг путь эмпирической философии, ведущий к слиянию с бытием Всевышнего,

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22