Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Прабхавишну Свами - С сердцем бенгальской матери - Страница 10

обещают тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг» («Бхагавад-гита», 18.65). На Кришну мы можем положиться. Всеща чувствовать свою зависимость от милости Кришны - один из признаков преданности. Также преданный верит в защиту Кришны. Кришна говорит: «Во всех обстоятельствах полагайся на Меня и действуй под Моим руководством. Поступая так, по Моей милости ты преодолеешь все препятствия материальной жизни. Но если ты будешь руководствоваться ложным эго, а не Моими советами, — пропадешь». Посему давайте же не будем пропадать снова. Мы пропадали миллионы жизней, странствуя во многих телах. Живые существа путешествуют по всей вселенной; иноща они обитают на низших планетах, иногда — на высших. Но лишь тот, кто очень удачлив, по милости гуру и Кришны получает бхакти-лата- биджу - семя преданного служения. В этом смысле все мы удачливы. Мы должны поливать это семя слушанием, воспеванием и служением Кришне, и тоща бхакти- лата-биджа постепенно прорастет, окрепнет и со временем лиана преданности проникнет в духовный мир, найдя прибежище у лотосов стоп Шри Шри Радхи-Кришны.

Вопрос: Какие из сотворенных живых существ первыми попадают в иллюзию?

Ответ: Материальная энергия очень могущественна. Одно можно утверждать с полной уверенностью: это устроено Кришной. Нельзя сказать, что Брахма всегда пребывает в иллюзии, однако порой он слегка подпадает под влияние материальной природы, — это значит, что ему не чуждо желание наслаждаться, несмотря на то, что его тело состоит из разума. Но он очень быстро избавляется от наваждения. Это предупреждение всем нам: материальная энергия очень сильна, даже Брахма может попасть под ее влияние. Мы должны быть очень осторожны, молиться Кришне и служить Ему.

Вопрос: Возможно ли, став сознающим Кришну, отказаться от деятельности чувств?

Ответ: (...) Карма никогда не исчезает бесследно. Однако говорится, что Кришна сжигает ее в огне преданного служения.

Вопрос о ложном эго.

Ответ: Руководствоваться своим ложным эго - значит пытаться удовлетворять чувства и отождествлять себя с телом. Действовать под руководством гуру - значит следовать наставлениям гуру, садху и шастр, а также быть занятым преданным служением под непосредственным руководством преданных. Другими словами, это значит исполнять волю преданных, а не распоряжения ума и чувств. Следует принять авторитет кого-нибудь из преданных и действовать под его руководством.

«Бхагавад-гита» (5.22)

1995 год

е хи самспарша-дха бхога духкха-йонайа эва те адй-антавантах каунтейа на тешу рамате будхах

Разумный человек сторонится удовольствий, рожденных от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Материальные удовольствия возникают от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия. Такие удовольствия преходящи, потому что само материальное тело бренно. Освобожденную душу не интересует ничто преходящее. Да и может ли тот, кто изведал высшее, духовное блаженство, довольствоваться иллюзорными радостями? В «Падма-пуране» сказано:

раманте йогинонанте сатйананде чид-атмани ити рама-паденасау парам брахмабхидхийате

«Для йогов Абсолютная Истина является источником безграничного духовного блаженства. Поэтому Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, называют Рамой».

В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.1) по этому поводу сказано следующее:

найам дехо деха-бхаджам нри-локе каштан каман архате вид-бхуджам йе тапо дивйам путрака йена саттвам шуддхйед йасмад брахма-саукхйам те анантам

«Дорогие сыновья, живому существу, получившему тело человека, нет смысла трудиться не покладая рук ради чувственных удовольствий, ибо такие удовольствия доступны даже пожирателям испражнений (свиньям). Вы должны посвятить жизнь аскезе, чтобы очиститься от материальной скверны и изведать беспредельное духовное блаженство».

Таким образом, истинные йоги и мудрецы не стремятся к чувственным удовольствиям, которые приковывают живое существо к материальному миру. Чем сильнее мы привязаны к материальным удовольствиям, тем больше страданий выпадает на нашу долю.

Комментарий Шрилы Прабхавишну Свами: Живые существа делятся на две категории - освобожденные и обусловленные. Освобожденная душа сознает Кришну и постоянно погружена в мысли о том, как доставить Ему удовольствие. Обусловленная же душа забыла о своих взаимоотношениях с Кришной и всегда заботится только о собственном наслаждении. Очевидно, что она не способна жить в духовном мире, где каждый служит Господу.

Освобожденная душа, обитательница духовного мира, тоже может прийти в этот мир. Но здесь ее не поглощают заботы о собственном удовлетворении, напротив, она все посвящает служению Кришне, поэтому пребывание в материальном теле ее не обременяет. Положение такой души трансцендентно. Если человек желает служить Кришне, он воспринимает материальное тело как энергию Кришны, которая должна использоваться ради Его удовлетворения. Майа, материальная энергия, содействует такой личности. Но если человек пытается использовать тело и объекты чувств для собственного наслаждения, майа наказывает его. Пытаясь наслаждать чувства в этом мире, человек преследует цель стать счастливым, но плод его стараний совершенно противоположен ожидаемому. Даже если чувственные наслаждения приносят какое-то счастье, великие мудрецы называют его очень незначительным. Ришабхадева говорит своим сыновьям, что счастье, приносимое сном, едой, совокуплением и относительной безопасностью доступно собакам и свиньям.

В «Гитопанишад» сказано, что как животные, так и люди едят, спят, совокупляются и защищаются. Но отличительная черта человека в том, что он способен заняться духовной деятельностью. Поэтому в священных писаниях вновь и вновь подчеркивается, что человек не должен растрачивать свою жизнь, уподобляясь животному. Конечно, в человеческом обществе еда, сон, совокупление и защита

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8