Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 30 ------

Секреты энтузиазма - Страница 30

Он ушел 1-го января. Шрила Прабхупада очень серьезно отнесся к этому наставлению. Любой ученик, который очень серьезно относится к наставлениям духовного учителя, получит благо- словение.Шрила Прабхупада говорил: «Единственной причиной моего успеха было то, что я очень серьезно отнесся к наставлениям Шрилы Бхакгисиддханты». Поэтому я смиренно прошу вас всех также серьезно отнестись к наставлениям своих гуру: вартма-прадаршака-гуру, дикша-гуру, шикша-гуру. Прабхупада сказал, что нет разницы между дикша- и шикша-гуру. Он пишет в «Чайтанья-Чаритамрите», что оба они являются равным проявлением милости Кришны.

Вопрос:

- Как отличить истинную бхаву от поддельной?

Ответ:

- Хороший вопрос. Слезы, плач, дрожь могут быть признаками экстаза, а могут быть актерской игрой. Некоторые люди очень искусно притворяются. Рупа Госвами предупреждает об этом. Он пишет, что есть девять признаков истинной бхавы: терпение, полная погруженность в слушание и повторение, виракта — отрешенность; аша-бандха — непоколебимая надежда, что мы обретем любовь к Богу; самут-кантха — сильное желание слушать об играх Кришны; нама-гада-сада-ручи — сильный вкус к повторению имен Господа. Прославление игр Кришны, сильная любовь к тем местам, где Он проводил свои игры — все это описывается в «Нектаре преданности», в 17-18-й главах. Нужно прочитать и запомнить эти девять признаков. Если кто-то проявляет все эти девять характеристик, то можно допустить, что такой человек находится на стадии бхавы. А плакать может любой. Был один имам, который давал лекции по Корану в мечети. На его проповедь приходила одна женщина, которая, слушая его, и плакала. У неё из глаз ручьем текли слезы. Порой она закрывала глаза, лицо ее краснело, тело начинало трястись. Можно было принять это за проявление любви к Богу. Однажды имам спросил женщину: «Моя дорогая Фатима, я вижу, когда ты слушаешь Коран, тебя охватывают эмоции. Какой же стих Корана приводит к этому?». Фатима сказала: «О дорогой имам! Когда вы рассказываете «Коран», вы трясете головой, и это напоминает... мою козу. У нее тоже была бородка, и она так же трясла головой. Моя козочка умерла, а я очень ее любила! Аллах Акбар!». Эту историю рассказывал Прабхупада...

Человек, который оставляет духовную жизнь, не достигнув зрелости в преданном служении, не утратит тех результатов, которых он добился, совершая духовный прогресс. Даже если потом человек запутался и вернулся вновь к материальной деятельности, он не утратит то, чего он достиг на духовном пути.

В «Шримад Бхагаватам» есть два стиха, описывающих положение преданных, которые пали.

ШБ 1.5. текст 17:

«Человек, оставивший материальные занятия ради преданного служения Господу, но не достигший зрелости, иногда может пасть, однако даже в этой неудаче для него нет ничего плохого. С другой стороны, человек, не занимающийся преданным служением, даже если он выполняет все предписанные ему обязанности, ничего не достигает».

ШБ 1.5. текст 19:

«Мой дорогой, Вьясадева, хотя, может быть, преданный Господа Кришны иногда падает, он, безусловно, не живет в материальном мире, как другие люди, потому что человек, который однажды насладился вкусом лотосных стоп Господа, не может заниматься ничем другим, кроме как вновь и вновь вспоминать это экстатическое ощущение».

Того, кто наслаждается вкусом, называют раса-граха. В нашем обществе можно наблюдать, как некоторые преданные, которые вначале были очень энтузиастичны, по прошествии месяцев или лет сбавили темп, а кое-кто и полностью оставил духовную практику и возвратился назад к материальной деятельности. Другие, наоборот, совершают очень быстрый

прогресс. Есть и третьи, которые находятся между этими двумя положениями.

В соответствии с приведенным стихом из Бхагаватам, человек, который оставляет духовную жизнь, не достигнув зрелости в преданном служении, не утратит тех результатов, которых он добился, совершая духовный прогресс. Даже один-два года практики преданного служения — это без сомнения духовный прогресс. Даже если потом человек запутался и вернулся вновь к материальной деятельности, он не утратит то, чего он достиг на духовном пути.

Отход от духовной жизни обычно происходит из-за анартх или апарадх. Анартх и — означает материальные желания, а апарадхи — оскорбления. Обычно анартхи ведут к апарад- хам. Вследствие апарадх преданное служение увядает, и человек на какое-то время прекращает духовно прогрессировать. Это можно сравнить с тем, как готовящееся блюдо отставляют на медленный огонь, или, как говорят англичане, на дальнюю горелку. Это как режим ожидания в компьютере. В таком режиме ожидания преданный может находиться в течение нескольких лет. Но при этом он не теряет результатов своего прогресса. И может наступить время (даже в этой жизни) когда он вновь начнет осознанно практиковать преданное служение — бхакти. Это время зависит от силы тех апарадх, которые он совершил, потому что когда мы совершаем оскорбления, мы получаем реакцию. Кришна может сделать реакцию постепенной, когда человек на 10, а то и 20 лет потеряет интерес к духовной жизни. А может произойти быстрая реакция — смерть преданного, что нейтрализует совершенные им оскорбления. И родившись снова, он продолжит свой духовный прогресс. Вот почему в духовной жизни нет потерь.

И в соответствии со стихом 1.5.19. даже если преданный падает, он живет в материальном мире не так, как обычные люди. Другими словами, Кришна особенным образом относится к преданным. Мы знаем, что в свое время в ИСККОН пришло много замечательных

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28