Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Дневник сражающегося садхаки 4 - Страница 7

усталости.

Девамрита Свами тоже плавает, когда появляется возможность. Обычно он плавает около 30 минут, и в это время медитирует на движения рыбы.

Размышления во время джапы

Воспевание — это моё единственное занятие. Во время путешествий я чувствую меньшую привязанность к тому, что меня окружает. Я заметил, что в поездке по Украине мои круги более сладостны. Важно то, что я стараюсь ясно слышать каждый слог маха-мантры.

Осознания из шастр

Читая «Брихад-Бхагаватамриту» Санатаны Госвами, я нашёл интересный раздел, в котором рассматривается смирение. Помню, как 15 лет назад я читал его и даже учил наизусть.

«Основополагающей причиной любовного преданного служения является даинья — абсолютное смирение. Полное смирение является наиболее важной поддержкой для того, кто претендует на чистое бхакти. Ему следует всегда стремиться пребывать в состоянии полного смирения» (Б.Б., 3.5.221).

«Мудрые говорят, что смирение — это состояние, когда человек считает себя чрезвычайно незначительным и низким, хотя он и наделён всеми выдающимися качествами» (Б.Б., 3.5.222).

«Разумная личность должна тщательно следить за тем, чтобы его речь (вача), поведение (ихайа) и мышление (матйа) помогали ему быть и оставаться в положении полного смирения. Такому человеку следует избегать всего, что бы ни становилось препятствием на этом пути» (Б.Б., 3.5.223).

«В своей высшей форме даинья проявляется, когда према достигает полной зрелости. Примером тому служат женщины Гокулы, когда они испытывали разлуку с Кришной» (Б.Б., 3.5.224).

«Также и према проявляется наиболее полно, когда даинйа созревает полностью. Таким образом, даинья и према действуют как причина и следствие» (Б.Б., 3.5.225).

«По большому счёту, даинья неотлична от премы. Даинья — неотъемлемая часть премы, причём обе они благоприятствуют друг другу» (Б.Б., 3.5.225, комм.).

«Мирскую даинью возможно развивать своими усилиями, однако существует другая её разновидность, находящаяся за рамками мирского, которая приходит лишь когда мы получаем милость Верховного Господа. Чтобы достичь такой трансцендентной даиньи, преданному нужно научиться любить Кришну в настроении гопи, когда Господь оставил их во главе со Шри Радхой, уехав в Матхуру» (Б.Б., 3.5.224, комм.).

Таким образом Шрила Санатана Госвами подробно описывает взаимосвязь между любовью к Кришне и смирением.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами, в свою очередь, дает еще одно определение смирения:

«Когда смешиваются чувства несчастья, страха и ощущение обиды, то преданный чувствует себя никчёмным. Такое чувство описывается как смирение» («Чайтанъя-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.35, комм.).

В «Махабхарате» также приводится поэтичное определение смирения:

«Пей до дна то, что пьют честные и чего остерегаются лжецы — смирение. Оно покажется тебе горьким, обжигающе острым, совсем не пьянящим, отвратительным на вкус лекарством. И всё же пей до дна и обрети утраченный разум».

Много лет мне приходилось видеть, как преданные, лишённые смирения, склонные к амбициозности и напористости, не надолго оставались в сознании Кришны. В то же время скромные, непритязательные и смиренные продолжают духовную практику. В Библии сказано:

«Кроткие и смиренные унаследуют мир».

Преданные часто слышат о необходимости быть смиренным и терпимым, однако бывает, что мы всё же попадаем в ловушку майи и становимся жертвой гордыни.

Суббота, 12 ноября 2005 года, экадаши

Полдень. Сегодня вечером в храме в Фениксе я буду давать инициацию двадцати пяти преданным. Я испытываю некую меланхолию перед церемонией. Как могу я так самонадеянно и гордо инициировать двадцать пять вайшнавов? Настолько ли я продвинут, чтобы поглотить их карму? Готов ли я рождаться в материальном мире вновь и вновь, пока не верну их обратно в духовный мир? Могу ли я действительно соединить их с лотосными стопами Шрилы Прабхупады? Являюсь ли я по-настоящему прозрачной средой между ними и моим Гуру Махараджам?

Столько мыслей. Я не отношусь к мега-гуру. Всё, что я сейчас могу, — это лишь поддерживать собственную духовную жизнь. Что уж говорить о других? Шрила Рупа Госвами предупреждает, что не следует принимать много учеников. В комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада пишет, что лучше вообще не иметь учеников. Однако Шрила Джива Гос- иами поясняет, что для увеличения числа преданных следует давать инициацию квалифицированным ученикам.

Шрила Прабхупада был бы счастлив видеть, как его семья ИСККОН растёт, включая увеличение числа инициируемых преданных.

Принимая этих учеников, я должен четко понимать тот факт, что они принадлежат Шриле Прабхупаде. Они его духовные внуки.

23.0. Вернулся с церемонии инициации. Всё прошло гладко. Теперь остаётся ждать, какие реакции последуют за то, что я принял их карму.

Понедельник, 14 ноября 2005 года

Чувствую сильнейшую усталость. Хотя я и заставил себя пойти в бассейн, плавание не сняло ощущение истощённости. Проплыв полтора километра, я сел повторять мантру с той же слабостью. Похоже, такова моя карма — жить, постоянно чув- стуя усталость. Но ведь могло быть и хуже.

Что было бы, будь у меня рак, как у Бхакти Тиртхи Махараджа, или хронические мигрени, как у Сатсварупы Махараджа?

По крайней мере, я могу читать и воспевать, за что я очень благодарен.

Глава вторая

холм Говардхан

30 ноября - 23 декабря 2005 г.

Среда, 30 ноября 2005 года. Холм Говардхан

24.0. Я приехал на Говардхан четыре часа назад. Поездка была, пожалуй, самой лучшей за многие годы... в основном, благодаря любезности одного преданного, который достал для меня билет в бизнес-классе.

В свой первый день на Говардхане я прочёл один лакх святых имен... Надеюсь, я смогу придерживаться такого же

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5