Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 27 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 27

и любовью к Богу (Мадхья,

8.212-214).

«Вожделение означает стремление удовлетворять собственные чувства.

Однако настроение гопи иное. Их единственное желание —

дарить наслаждение чувствам Кришны, и потому они встречаются

с Ним и предаются с Ним наслаждениям лишь для того, чтобы удовлетворить

Его» (Мадхья, 8.217-218).

«Служения Господу в соответствии с заповедями писаний еще недостаточно,

чтобы оказаться рядом с Кришной на Голоке Вриндавана.

Верховная Личность Бога, Шри Кришна, сын Яшоды, легко

доступен преданным, посвятившим себя спонтанному любовному

служению. Но философам, а также тем, кто идет к познанию

себя через аскетические подвиги, и тем, кто отождествляет себя с

телом, очень трудно приблизиться к Нему» (Мадхья, 8.226-227).

Услышав эти слова Рамананда Рая, Господь Чайтанья Махапрабху

обнял его, и они оба заплакали. Затем Рамананда Рай сказал:

«Кроме Тебя никто больше не способен освободить все живые

существа, ибо только Ты можешь даровать им любовь к Кришне

». Господь Чайтанья ответил: «Я пришел сюда лишь затем,

76

Кришна-таттва

чтобы послушать, как ты рассказываешь о Кришне, и очистить

тем самым собственный ум». Чайтанья Махапрабху спросил: «Из

многих видов медитации, какая необходима для всех живых существ?

» Рамананда Райя ответил: «Главной обязанностью каждого

живого существа — медитировать на лотосные стопы Радхи

и Кришны, слушая об Их трансцендентных деяниях, и повторяя

святые имена Радхи и Кришны, Харе Кришна маха-мантру»

(Мадхья, 8.233,237-238.253-256).

«Несчастные философы-эмпирики грызут сухую науку философских

познаний, тогда как преданные непрестанно пьют нектар

любви к Кришне» (Мадхья, 8.259).

Шри Чайтанья Махапрабху сказал Венката Бхатте: «Богиня процветания

Лакшми, которой ты поклоняешься, всегда пребывает

на груди у Нараяны. Вне всяких сомнений, она — самая верная

жена во вселенной. Я же поклоняюсь Шри Кришне, пастушку,

пасущему коров. Скажи Мне, почему Лакшми, известная своим

целомудрием, ищет общества Моего Господа? Ради того, чтобы

встретиться с Кришной, Лакшми отказалась от всех трансцендентных

наслаждений, доступных на Вайкунтхе, и долгое время

блюла суровые обеты, налагала на себя аскезу и во всем ограничивала

себя» (Мадхья, 9.111-113).

Венката Бхатта ответил: «Господь Кришна и Господь Нараяна неотличны

друг от друга. Однако лилы Кришны праздничны по

природе, поэтому они доставляют больше наслаждения. Господь

Кришна и Нараяна — одна и та же личность. Стало быть, общаясь

с Кришной, Лакшми не нарушает обет супружеской верности.

Когда богиня процветания искала встречи с Господом Кришной,

она делала это лишь потому, что ей хотелось испытать радость

от общения с Кришной. Духовная наука гласит, что между

Нараяной и Кришной нет разницы. И все же раса супружеской

любви придает Кришне особую привлекательность. Поэтому Он

превосходит Нараяну» (Мадхья, 9.115).

Господь Чайтанья ответил: «Я знаю, что Богиня процветания безгрешна,

однако ей так и не удалось принять участие в танце-рася.

77

щ

Шри Кришна-махима-расарнавам

Об этом говорится в писаниях. У Господа Кришны есть особое

качество — раса супружеской любви к Нему пленяет сердца всех.

Найти прибежище у лотосных стоп Шри Кришны может тот, кто

следует примеру жителей Голоки Вриндавана. Однако жители

этой планеты не знают, что Кришна — Верховный Господь. Там

кто-то относится к Нему как к своему сыну и иногда привязывает

Его к ступе. Другие считают Его близким другом и, поборов Его

в шуточном поединке, забираются Ему на плечи. Жители Враджа-

бхуми знают Кришну как сына Махараджи Нанды. Для них

неприемлемо преклонение перед величием Господа. Тот, кто поклоняется

Кришне, идя по стопам жителей Враджа-бхуми, обретает

Господа и достигает планеты Враджа, где Его знают как сына

Махараджи Нанды».

КОММЕНТАРИЙ: Жители Враджа-бхуми, Голоки Вриндавана, знают

Кришну как сына Нанды. Они, в отличие от обычных людей, не

признают Его Верховной Личностью Бога. Господь — высший покровитель

всех живых существ. Во Враджа-бхуми Кришна является

объектом всеобщей любви, однако никто там не воспринимает Его

как Верховную Личность, поскольку видят Его или как своего сына,

или друга, или возлюбленного, или как господина, но в каждом

случае в центре стоит Кришна. Жители Враджа-бхуми связаны с

Господом отношениями служения, дружбы, родительской и супружеской

любви. Тот, кто посвятил себя преданному служению, может

выбрать любой из этих видов взаимоотношений. Когда такой

преданный достигает совершенства, он в своем чистом духовном

теле возвращается домой, к Кришне (Мадхья, 9.120).

Господь Чайтанья продолжал: «Кришна принадлежит к роду пастухов,

и Его возлюбленными являются гопи. Хотя небожительницы

прекраснее всех в материальном мире, ни они сами, ни

любые другие женщины во вселенной не достойны общаться с

Кришной. Лакшми хотела наслаждаться Кришной, оставаясь в

своем духовном теле богини процветания. Поклоняясь Кришне,

она не следовала по стопам гопи. Вьясадева, непревзойденный

знаток ведических писаний, сложил стих, начинающийся со слов

«найам сукхапо бхагаван» потому, что в танце-раш нельзя принять

участие ни в одном другом теле, кроме тела гопи».

78

Кришна-таттва

До того как Шри Чайтанья Махапрабху дал это объяснение, Венката

Бхатта считал Верховной Личностью Шри Нараяну — высочайшим

объектом поклонения. Он думал так потому, что Нараяне

поклоняются Шри-вайшнавы, последователи Рамануджачарьи.

Шри Чайтанья Махапрабху знал о заблуждении Венкаты

и, чтобы поправить его, Господь завел этот шуточный разговор.

Далее Господь сказал: «Дорогой Венката, пожалуйста,

Навигация:

Страница 29
Страница 28
-- Страница 27 --
Страница 26
Страница 25