гопи ради Шримати Радхарани,
можно понять, как сильно Он любит Ее. Заметив, что Кришна
относится к Ней так же, как и к другим гопи, Шримати Радхарани
пустилась на хитрость и покинула танец-раса. Лишившись
Ее общества, Кришна очень опечалился. Сокрушаясь, Он стал в
поисках Ее бродить по лесу. Кришна поместил Радхарани в Свое
сердце, ибо хотел танцевать с Ней. Поэтому Он ушел с поляны
раса-лилы, оставив в одиночестве красавиц Враджа. Пронзенный
стрелой бога любви и раскаиваясь в том, как Он обошелся со Шри
Радхой, Кришна принялся разыскивать Ее на берегу Ямуны. Не
найдя Ее там, Он зашел в лесные заросли Вриндавана и стал горько
плакать. Хотя в танце-раса Кришна был окружен сотнями тысяч
гопи, в одной из Своих трансцендентных форм Он всегда оставался
возле Шри Радхи. Обычно Кришна одинаково относится
ко всем, но Шримати Радхарани из-за противоречивой природы
Своей экстатической любви к Кришне иногда бывает недовольна
Им. Когда Радхарани, рассерженная и обиженная, покинула
танец-раса, Шри Кришна, не видя Ее, лишился покоя. Желание
Кришны танцевать раса-лилу совершенно, однако для исполнения
этого желания необходимо связующее звено — Шримати
Радхарани. Без Нее танец-раса не радует сердце Кришны. Поэтому
Он тоже покинул арену раса-лилы и отправился на Ее поиски.
Любовную страсть Кришны не могли утолить даже сотни тысяч
гопи, поэтому Он отправился разыскивать Шри Радху, превосходящую
всех девушек Враджа Своими трансцендентными добродетелями
» (Мадхья, 8.102-116).
«Вожделение материалистичного человека ни в коем случае нельзя
приравнивать к трансцендентному вожделению Кришны. Понять
любовные отношения между гопи и Кришной может лишь
тот, кто постиг духовную науку. Живые существа являются неотъемлемыми
частицами Кришны, поэтому они изначально
имеют такие же страстные желания, которые присуще и Криш
71
Шри Кришна-махима-расарнавам
не. Однако когда эти желания проявляется через материю, они не
вызывают ничего, кроме отвращения. По-настоящему постичь
Кришну может только тот, кто духовно возвысился и освободился
от материального рабства. Познавший природу трансцендентного
тела Кришны и Его любовных желаний сразу же обретает
освобождение. Обусловленная душа, заточенная в клетке материального
тела, понять Кришну не способна. Только освободившись
от материальной обусловленности, можно понять Кришну.
Каждое живое существо является неотъемлемой частицей
Кришны, и потому Кришна естественным образом притягателен
для каждого. Однако нашему естественному влечению к Кришне
препятствуют покровы материи. Как правило, обитатели материального
мира не испытывают привязанности к Кришне, но,
как только живое существо освобождается от материальной обусловленности,
привязанность к Кришне пробуждается в нем
сама собой» (Мадхья, 8.139, комм).
«Когда Кришна покинул место танца-рдса, гопи погрузились в
тоску. Пока они горевали, Кришна снова предстал перед ними.
Облаченный в желтые одежды, украшенный гирляндой лесных
цветов, с улыбкой на прекрасном, как лотос, лице, Он покорил
самого бога любви» (Мадхья, 8.140).
«Отношения каждого преданного с Кришной имеют особую сладость.
Однако во всех трансцендентных отношениях преданный
является поклоняющимся (ашрайа), а Кришна — объектом поклонения
(вишайа). Кришна бесконечно привлекателен для преданных
во всех расах, поскольку Он — воплощенная раса супружеской
любви и источник всего наслаждения. Кришна привлекает
не только всех преданных, но и Самого Себя. Он привлекает
также Нараяну, который является воплощением Санкаршаны и
супругом богини удачи; Он привлекает не только Его, но и всех
женщин во главе с самой Богиней удачи. Сладость Кришны настолько
восхитительна, что пленяет Его собственный ум. Иногда
Ему Самому хочется обнять Самого Себя. Увидев в усыпанной
драгоценными камнями колонне Своего дворца в Двараке собственное
отражение, Кришна захотел обнять его и воскликнул:
72
Кришна-таттва
«Я никогда прежде не видел такой красоты! Кто это? Просто при
виде Его Я, подобно Шримати Радхарани, жажду заключить Его
в Свои объятия» (Мадхья, 8.141-145,148,149).
«У Кришны есть три вида энергий: антаранга, бахиранга и татастха:
внутренняя, внешняя и пограничная. Хотя они все принадлежат
Шри Кришне, внутренняя энергия представляет собой
Его личную энергию и потому она выше двух других» (Мадхья,
8.152).
«Изначально Кришна — сач-чид-ананда-виграха, олицетворение
вечности, знания и блаженства. Поэтому Его личная, внутренняя
энергия (сварупа-шакти) тоже проявляется трояко. Хладини
— Его аспект блаженства, сандхини — аспект вечного бытия,
а самвит — аспект сознания или знания. Энергия хладини доставляет
Кришне духовное блаженство. Посредством этой энергии
Кришна испытывает всевозможные духовные наслаждения.
Хотя Кришна — воплощение счастья, Он наслаждается всеми
видами духовного блаженства. Блаженство, которое испытывают
Его преданные, также проявлено Его энергией наслаждения.
Сутью энергии наслаждения является любовь к Богу. Сущностью
любви к Богу называется махабхавой, духовным экстазом, и олицетворением
этого экстаза является Шримати Радхарани. Экстаз
любви, который испытывают гопи, не идет ни в какое сравнение
с экстазом любви Шримати Радхарани. Ее тело соткано из любви
к Кришне. Этот высочайший экстаз Радхарани представляет суть
духовной жизни. Единственное занятие Шри Радхи — выполнять
все желания Кришны. Шри Радха — бесценнейший духовный
бриллиант, тогда как гопи — Лалита, Бишакха и другие — продолжение
Ее трансцендентного тела. Шримати Радхарани побуждает
Шри Кришну пить мед супружеских отношений. Поэтому
Она всегда занята в удовлетворении всех Его любовных желаний.
Она — бездонная сокровищница любви к Кришне, а Ее трансцендентным
качествам нет равных.