Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 24

(Мадхья, 2.29).

«Нет, и не может быть ничего слаще нектара уст Кришны, Его

божественных качеств и деяний. Этот нектар безупречен, и тому,

кто не пьет его, лучше было бы умереть, не успев родиться. Язык

такого человека мало чем отличается от языка лягушки. Ноздри

человека ничем не отличаются от кузнечных мехов, если они не

вдыхают дивный аромат тела Кришны, напоминающий аромат

лотоса и мускуса. Однако и эти ароматы меркнут перед благоуханием

тела Кришны. Ладони и стопы Кришны так нежны и

прохладны, что сравнить их можно лишь с сиянием миллионов

лун. Прикоснуться к Его ладоням и стопам — все равно что дотронуться

до философского камня. Жизнь того, кто не испытал

этого прикосновения, прошла напрасно, а его тело подобно железной

статуе» (Мадхья, 2.32-34).

«Моя дорогая подруга, человек, развивший в себе любовь к Кришне,

сыну Махараджи Нанды, способен всем сердцем ощутить и

горечь, и сладость этой любви. Она действует двояко. Любовь к

Кришне даже еще более ядовита, чем сильный змеиный яд. В то

же время она изливает на человека такое трансцендентное блаженство,

которое заставляет его забыть вкус нектара. Другими

словами, любовь к Кришне настолько могущественна, что отрав

Кришна-таттва

ляет сильнее змеиного яда и одновременно обесценивает счастье,

которое можно ощутить, купаясь в нектаре. Таким образом, эта

любовь заключает в себе как яд, так и нектар» (Мадхья, 2.52).

«Высшее совершенство жизни заключается в экстатической любви

к Верховной Личности Бога. Высшим совершенством является

служение Кришне с любовью, находясь в дружеских отношениях

с Ним. Высшее совершенство жизни — служить Господу в

настроении родительской любви. Высшее проявление привязанности

к Верховному Господу — супружеская любовь к Кришне».

КОММЕНТАРИЙ: Распространенные проявления любви к Богу,

как правило, лишены сокровенного чувства обладания Им. Если

любовь к Богу основана на служении, то в ней недостаточно доверия.

В дружеских отношениях отсутствует глубокая привязанность,

и даже когда на стадии родительской любви эта привязанность

углубляется, таким отношениям все равно недостает полной

свободы. Но когда душа вступает в супружеские взаимоотношения

с Кришной, она в полной мере обретает все, чего недостает

в других взаимоотношениях. На уровне супружеских отношений

любовь к Богу не имеет недостатков (Мадхья, 8.68,74,76,79).

«Когда во время раса-липы Шри Кришна танцевал с гопи, Его

руки обвивали их шеи. Господь никогда не оказывал такой трансцендентной

милости Богине процветания или другим Своим супругам

в духовном мире. Об этом не могут мечтать даже прекраснейшие

из небожительниц, чье сияние и благоухание делает

их похожими на цветок лотоса. Что же тогда говорить о простых

земных женщинах, даже если с материальной точки зрения они

весьма красивы?» (Мадхья, 8.80).

«Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом

того или иного преданного, являются для него самыми лучшими.

Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить

уровни любви по категориям. От вкуса к вкусу любовь растет.

Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего

вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Господом.

От одной расы к другой можно видеть их постепенное развитие.

В каждой последующей расе проявляются качества предыдущей,

Шри Кришна-махима-расарнавам

поэтому в разных расах присутствует два, три, четыре или же все

пять совершенных качеств. С увеличением числа качеств усиливается

и вкус расы. Таким образом, все качества, какие только

есть в шанта-расе, дасъя-расе, сакхья-расе и ватсалья-расе, можно

найти в расе супружеской любви. Чтобы достичь лотосных стоп

Господа Кришны, нужно развить любовь к Нему, особенно если

это любовь в мадхурья-расе. Поистине, такая любовь очаровывает

Кришну. Так сказано в «Шримад-Бхагаватам».

КОММЕНТАРИЙ: В супружеских отношениях с Господом присутствуют

настроения всех рас. Из этого следует, что супружеская

любовь доставляет Господу наиболее полное удовлетворение. В

«Шримад-Бхагаватам» утверждается, что Верховный Господь, покоренный

наиболее полным проявлением любовного служения

Ему, то есть супружеской любовью, соглашается целиком отдать

Себя во власть Своего преданного. Олицетворением самой возвышенной

любви в супружеской расе является Шримати Радхарани,

поэтому в играх Радхи и Кришны можно видеть, что Кришна

всегда послушен воле Шримати Радхарани (Мадхья, 8.83-88).

«В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Кришна не может достойно

вознаградить Своих преданных за служение в мадхурьярасе

и потому всегда остается в долгу перед ними» (Мадхья, 8.92).

«Хотя несравненная красота Кришны исполнена наивысшей сладости,

когда Кришна находится среди гопи, Его сладость бесконечно

возрастает. Поэтому любовь гопи к Кришне являет собой

совершенство любви к Богу».

КОММЕНТАРИЙ: Близость между Кришной и Его преданными достигает

совершенства в супружеской любви к Богу, мадхурья-расе. В

других расах Господь и преданные не наслаждаются трансцендентным

блаженством столь совершенным образом (Мадхья, 8.94).

«Из любовных чувств, которые гопи испытывают к Кришне, наивысшее

положение занимает любовь Шримати Радхарани. Поистине,

Ее величие превозносят все богооткровенные писания. Из

всех гопи Шри Радха самая лучшая и самая любимая гопи Кришны

» (Мадхья, 8.98-99).

70

Кришна-таттва

«Во время танца-раса Кришна не мог насладиться любовью Шри

Радхи из-за того, что там присутствовали другие гопи. Оказавшись

в зависимости от других, любовь Радхи и Кришны не проявлялась

в полную силу. Поэтому Кришна похитил Радхарани.

Из того, что Кришна бросил других

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22