Трансцендентного.
Различные проявления чувственной любви в материальном
мире — это не что иное, как искаженное отражение
духовной реальности, а познать духовную реальность можно,
лишь поняв должным образом духовную науку (Ади.4.29).
«Ни Я, ни гопи не заметим этого, ибо наши умы будут пленены
красотой и достоинствами друг друга».
КОММЕНТАРИЙ: В духовном мире планетами Вайкунтхи правит
Господь Нараяна. Его преданные внешне похожи на Него,
и их отношения с Господом исполнены почтительной преданности.
Но выше планет Вайкунтхи находится Голока, или Кришналока,
где Кришна, изначальная Личность Бога, во всей полноте
проявляет Свою энергию наслаждения, свободно обмениваясь
любовью с преданными. Поскольку в материальном мире преданные
мало что знают о таких отношениях, Господь нисходит
на землю и являет им Свои сокровенные игры.
57
Шри Кришна-махима-расарнавам
На Голоке Вриндаване царят любовные отношения в паракиярасе.
Внешне это походит на связь замужней женщины с любовником.
В материальном мире такие отношения в высшей
степени предосудительны, ибо они являются искаженным отражением
паракия-расы, самого высокого проявления любви в
духовном мире. Такие чувства между преданными и Господом
существуют благодаря действию йога-майи. В «Бхагавад-гите»
(9.13) сказано, что преданные самого высокого уровня находятся
под покровительством именно этой энергии — дайва-майи, или
йога-майи: махатманас ту мам партха дайвим пракритим ашритах.
Настоящие махатмы, великие души, всегда погружены
в сознание Кришны и неустанно служат Господу. Они находятся
под покровительством дайви-пракрити, или йога-майи.
Йога-майя создает ситуации, в которых преданный ради любви
к Кришне готов пренебречь любыми законами религии. Преданный,
конечно же, не склонен непочтительно вести себя по
отношению к Верховной Личности Бога, однако под влиянием
йога-майи он готов пойти на все, чтобы служить Верховному
Господу с еще большей любовью, чем прежде.
Находясь во власти материальной энергии, невозможно постичь
действие йога-майи, ибо обусловленная душа не способна
понять чистые любовные отношения между Господом и Его преданным.
Но, занимаясь преданным служением в соответствии
с предписаниями шастр, человек может подняться на высокий
духовный уровень и постичь чистую любовь, проявленную
йога-майей.
Охваченные под влиянием йога-майи чувством духовной
любви, Господь Шри Кришна и девушки Враджа забываются в
духовном блаженстве. В таком забвении гопи доставляют своей
красотой трансцендентное наслаждение Господу, и это не имеет
ничего общего с мирскими любовными отношениями. Поскольку
духовная любовь к Богу выше всего мирского, создается
впечатление, что гопи преступают законы мирской морали.
И это неизменно вызывает недоумение у мирских моралистов.
Чтобы не беспокоить их, йога-майя скрывает Господа и Его игры
от их несовершенных глаз. В «Бхагавад-гите» (7.25) Господь гово
58
Кришна-таттва
рит, что Он оставляет за Собой право не открывать Себя всем
и каждому.
Йога-майя устраивает так, что Господь и гопи, пребывающие
в экстазе любви, иногда встречаются, а иногда разлучаются.
Эти божественные любовные отношения непостижимы для
философов-эмпириков, поглощенных размышлениями о безличном
аспекте Абсолютной Истины. Чтобы даровать им прозрение
и помочь осознать высшие духовные истины, Господь
предстает их взору, продолжая при этом наслаждаться сокровенным
вкусом Своих любовных игр. Господь милостиво нисходит
в этот мир, чтобы вернуть падшие души домой, в Свое
царство, где они смогут вечно наслаждаться истинной любовью
во взаимоотношениях с Богом — любовью, которая отличается
от извращенной сексуальной любви, столь дорогой сердцу падших
душ в их болезненном состоянии. Господь являет раса-лилу
главным образом для того, чтобы падшие души оставили болезненную
мораль и религиозность, вернулись в Его царство и наслаждались
там истинной реальностью. Тот, кто действительно
постигнет смысл раса-лилы, почувствует отвращение к мирской
половой жизни. Когда осознавшая себя душа слушает
повествование о раса-лиле Господа из уст чистого преданного, в
ней развивается желание полностью отказаться от материальных
половых наслаждений (Ади.4.30).
«Чистая любовь будет связывать нас даже вопреки моральному
и религиозному долгу. Порой судьба будет дарить нам
встречу, а порой — разлучать нас».
КОММЕНТАРИЙ: Глубокой ночью, услышав звук флейты Кришны,
гопи поспешили на встречу с Ним. Шрила Рупа Госвами сложил
об этом замечательный стих (Ч.-ч., Ади-лила, 5.224), где
описал прекрасного юношу по имени Говинда, который стоит
при ярком свете луны на берегу Ямуны и держит у губ флейту.
Те, кто дорожит мирским обществом, мирской дружбой и
любовью, ни в коем случае не должны ходить на берег Ямуны,
чтобы не узнать, как прекрасен Говинда. Звук флейты Кришны
так сладостен, что гопи забыли о своих родных и близких
и среди ночи побежали к Нему.
59
Шри Кришна-махима-расарнавам
Покинув свои дома в столь поздний час, гопи нарушили ведические
законы семейной жизни. Это говорит о том, что проявленное
в полной мере естественное чувство любви к Кришне
позволяет преданному нарушить принятые в обществе обычаи.
Наше положение в материальном мире — это лишь условное
отождествление, а чистое преданное служение начинается тогда,
когда мы освобождаемся от всех ложных отождествлений. С
пробуждением любви к Кришне наше условное положение утрачивает
всякую значимость.
Спонтанное влечение Шри Кришны к бесконечно дорогим
Его сердцу неотъемлемым частицам побуждает Кришну встречаться
с гопи. Это трансцендентное влечение проявляется особенно
сильно, когда влюбленные испытывают чувство разлуки.
В полном страданий материальном мире никто не жаждет познать
боль разлуки. Но