Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 19

ставит Себя в зависимость от

преданного. Чистая любовь к Богу подразумевает свободу от

каких бы то ни было внешних материальных желаний, от корыстных

мотивов и умозрительных рассуждений. Это чистая,

естественная любовь к Богу, спонтанно пробуждающаяся на

абсолютном уровне. На этом уровне преданное служение всегда

исполнено любви и свободно от мирских привязанностей

(Ади.4.17-19).

«Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый

во всем следует Моим путем, о сын Притхи. Тот, кто испытывает

ко Мне чистую любовь и преданность, и считает Меня своим

сыном, другом или возлюбленным, и кто, сознавая собственную

значимость, относится ко Мне как к равному или даже покровительствует

Мне, обретает власть надо Мной».

КОММЕНТАРИЙ: Преданных, которые спонтанно и бескорыст

54

Кришна-таттва

но служат Господу, называют рагануга-бхактами. Они питают

естественную привязанность к служению Господу и следуют

по стопам осознавших себя душ. Их чистая преданность (шуддха-

бхакти), вызванная чистой любовью к Богу, не вмещается

в рамки религиозных законов, провозглашенных в священных

писаниях. Иногда в порыве любви чистый преданный действует

вопреки этим законам, но такие проявления экстаза всецело

духовны и не могут быть предметом подражания. Религиозные

законы существуют для того, чтобы помочь обычным преданным

возвыситься до уровня совершенной любви к Богу. Чистая

любовь к Кришне — это совершенство чистой преданности,

а чистое преданное служение — это синоним спонтанного

служения.

Строгая приверженность законам религии — характерная

черта обитателей Вайкунтхи, и любой, кто неукоснительно следует

букве писаний, после смерти возносится на одну из планет

Вайкунтхи. Но спонтанное преданное служение, проникнутое

чистой любовью к Кришне, встречается только на Кришналоке

(Ади.4.20-23).

«Преданное служение Мне возвращает живые существа к вечной

жизни. О девушки Враджа, это великая удача, что вы любите

Меня, ибо только своей любовью вы завоевали Мою благосклонность

».

«Мать иногда связывает Меня как своего сына. Она кормит

Меня и оберегает, словно беззащитного ребенка. Друзья Мои в

порыве чистых дружеских чувств взбираются Мне на плечи с

возгласом: «Кем Ты Себя возомнил? Мы на равных!»

«Когда Моя возлюбленная бросает Мне сердитые упреки, ее

слова отвлекают Мой ум от благоговейных звуков ведических

гимнов».

КОММЕНТАРИЙ: Упанишады гласят, что все живые существа

зависят от верховного живого существа, Личности Бога.

Нитйо нитйанам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати

каман: «Одно вечное живое существо поддерживает жизнь

всех остальных вечных живых существ» (Катха-упанишад, 5.3).

Верховный Господь поддерживает все живые существа, и пото

55

Шри Кришна-махима-расарнавам

му они всегда зависят от Него, даже если связаны с Ним любовными

узами.

Но иногда на уровне чистейших духовных отношений преданный

пытается одержать верх над Всевышним. Те, кто играет

роль любящего отца или матери Верховного Господа, подчас ведут

себя так, будто они выше Его. Его супруга или возлюбленная

тоже может чувствовать превосходство над Ним. Так проявляется

самая возвышенная любовь к Верховной Личности Бога. Упреки

возлюбленной Господа, которая во всем зависит от Него, вызваны

только ее чистой любовью. Господь наслаждается ее гневом.

Такие естественные проявления любви придают их отношениям

особую прелесть. Любовь того, кто поклоняется Верховному Господу

с благоговением, лишена непосредственности и простоты,

ибо такой преданный всегда сознает превосходство Господа.

Правила и предписания, касающиеся преданного служения,

предназначены для тех, в ком еще не пробудилась естественная

любовь к Богу. А когда она пробуждается, правила и предписания

утрачивают свое значение и уступают место этой чистой

любви между преданным и Господом. Хотя кажется, что такой

преданный стремится превзойти Господа или действует вопреки

законам религии, его отношения с Богом намного выше обычного

поклонения, регламентированного благоговейным следованием

всем правилам и предписаниям. Преданный, который безраздельно

привязан ко Всевышнему и по-настоящему свободен

от всех отождествлений, проявляет спонтанную любовь к Господу,

которая превосходит преданность, ограниченную рамками

религиозных законов.

Лишенные официальности, непринужденные беседы влюбленных

свидетельствуют о чистоте чувств. Преданным, которые

поклоняются Господу с великим почтением, не достает

спонтанной любви. Если начинающий преданный тщательно

следует предписаниям Вед, регламентирующим его незрелую

деятельность, может показаться, что он превосходит тех, кто

питает спонтанную любовь к Господу. Однако чистая спонтанная

любовь неизмеримо выше преданного служения, ограниченного

рамками предписаний. Она во всех отношения достойна

56

Кришна-таттва

восхищения гораздо большего, чем любовь преданных, которые

служат Господу с благоговением (Ади.4.23-26).

«Взяв с Собой этих чистых преданных, Я низойду в материальный

мир и явлю удивительные игры, неведомые на Вайкунтхе.

Весь мир узнает о них, и даже Меня они приведут в изумление»

(Ади.4.27-28).

«Под влиянием йога-майи гопи увидят во Мне своего возлюбленного

».

КОММЕНТАРИЙ: Йога-майей называют внутреннюю энергию

Господа, которая позволяет Ему забыть о Своем верховном положении

и стать объектом любви чистого преданного в разных

трансцендентных расах. Йога-майя вселяет в сердца девушек

Враджа убежденность в том, что Господь Кришна — их возлюбленный.

Это духовное чувство ни в коей мере нельзя приравнивать

к мирским недозволенным отношениям мужчин и женщин.

Чистая любовь девушек Враджа не имеет ничего общего

с сексуальной психологией, хотя со стороны может показаться,

что она полна сладострастия. Следует хорошо усвоить: все, что

существует в материальном мире, имеет свой истинный прообраз

в духовной сфере. Все материальное исходит из

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17