говорят лишь о недостатке подлинно духовного
знания. Чистый преданный знает, что, когда он произносит
божественное имя «Кришна», Шри Кришна присутствует
в форме трансцендентного звука. Понимая это, преданный
произносит святое имя с великим почтением. В изображениях
Кришны чистый преданный видит Самого Господа. Иное вое
Кришна-таттва
приятие Его изображений указывает лишь на скудость знаний
человека об Абсолюте. Недостаток такого знания называется
майей» (Ади.2.11. комм).
«Все образы, в которых являет Себя Верховный Господь, делятся
на две основные категории. Экспансии, относящиеся к категории
пракаша, принимают участие в играх Господа Кришны и во всем
подобны Ему. Когда Господь Кришна женился в Двараке на
шестнадцати тысячах царевен, из Него изошли шестнадцать
тысяч экспансий-пракаш. Во время танца-раса Господь тоже
проявил Себя во множестве одинаковых пракаш, чтобы одновременно
танцевать с каждой гопи. Однако, когда Господь проявляет
экспансии виласа, Их облик всегда чем-то отличается от Его
изначального облика. Первой такой экспансией виласа Господа
Кришны является Господь Баларама, и все формы четырехрукого
Нараяны, пребывающего на планетах Вайкунтхи, исходят
уже из Баларамы. Внешне между Шри Кришной и Баларамой
нет никакой разницы, кроме различия в цвете кожи. Точно так
же Шри Нараяну на Вайкунтхе отличает лишь то, что у Него
четыре руки, а у Кришны — две. Воплощения Господа, которые
имеют такие внешние отличия, называются виласа-виграха»
(Ади.1.68).
«Не ведая о том, что Брахман, Параматма и Бхагаван суть проявления
Кришны, недалекие философы пускаются в измышления.
Они заявляют, что, раз у Нараяны четыре руки, а у Кришны
только две — как у человека, — изначальным Богом является
Нараяна, а Кришна — лишь Его воплощение. Однако, все священные
писания утверждают, что Шри Кришна — это единая и
неделимая Абсолютная Истина, высшая реальность. Он проявляет
Себя в трех формах: как Брахман, Параматма и Бхагаван.
Шри Кришна — это Сам Господь, Верховная Личность Бога. В
каждую эпоху Он предстает в различных обликах и защищает
мир от посягательств врагов Индры. Он — Верховная Личность
Бога, источник всех воплощений. Шри Кришна является прибежищем
и обителью всего сущего. В Его теле покоятся все вселенные
» (Ади.2.60-67,70,94).
Шри Кришна-махима-расарнавам
«Господь Кришна наслаждается в шести первичных экспансиях.
Две из них называются прабхава и вайбхава. Эти шесть экспансий
проявляются в бесконечном множестве различных форм.
Но, сколько бы их ни было, все Они суть одно; между Ними
нет разницы».
КОММЕНТАРИЙ Изначально Господь предстает в проявлениях
двух категорий: прабхава и вайбхава. Проявления прабха
ва обладают равным Ему могуществом, а вайбхава — только
частью этого могущества. Проявления прабхава раскрывают
силу Господа, а проявления вайбхава — Его другие достоинства.
Могущественные проявления прабхавабывают вечными и временными.
Мохини, Хамса и Шукла приходят только на время
и в определенную эпоху. К другим проявлениям прабхава, о которых
мало что известно материалистам, относятся Дханвантари,
Ришабха, Вьяса, Даттатрея и Капила. К вайбхава-пракашам
относятся Курма, Матсья, Нара-Нараяна, Вараха, Хаягрива, Пришнигарбха,
Баладева, Ягья, Вибху, Сатьясена, Хари, Вайкунтха,
Аджита, Вамана, Сарвабхаума, Ришабха, Вишваксена, Дхармасету,
Судхама, Йогешвара и Брихадбхану (Ади.2.97,99).
«У Шри Кришны есть три энергии. Чит-шакпги, которую также
называют сварупа-шакти или антаранга-шакти (внутренней
энергией), предстает в многообразных проявлениях. Она поддерживает
бытие духовного царства со всеми его атрибутами.
Внешняя энергия, майя-шакти, порождает бесчисленные вселенные,
полные различных материальных богатств. Между этими
двумя энергиями находится пограничная энергия, состоящая из
несметного числа живых существ. Таковы основные экспансии и
проявления Личности Бога и Его трех энергий. Все Они исходят
от Шри Кришны, Высшей Трансцендентной Истины. И все Они
существуют в Нем» (Ади.2.101-104).
«Среди изучающих духовную науку есть немало тех, кто, даже
прочитав «Бхагавад-гиту», продолжает по ошибке считать
Кришну просто исторической фигурой. Этого ни в коем случае
не следует делать. Очень важно обрести истинное понимание
природы Кришны. Если человек ленится и не спешит получить
Кришна-таттва
знание о Кришне на основе сиддханты, он неизбежно станет
жертвой ложных представлений о религии преданности, как это
случается с теми, кто провозглашает себя возвышенными преданными
Господа и подражает духовным эмоциям освобожденных
душ. Непосвященного человека побуждают вступить
на путь преданного служения, прежде всего, логика и аргументы,
однако ясное представление о Кришне он получит лишь тогда,
когда обратится к богооткровенным писаниям, истинным
преданным и духовному учителю. Только получая знание из
таких надежных источников, можно развить преданность Шри
Кришне. Это первый и самый важный из девяти способов преданного
служения, рекомендованных в богооткровенных писаниях.
Семя преданного служения не прорастет, если его не «поливать
» слушанием и повторением. Поэтому следует смиренно
внимать трансцендентным посланиям возвышенных духовных
источников и пересказывать их ради собственного блага и
блага своих слушателей» (Ади.2.117).
«Господь Кришна, сын царя Враджа, — Верховный Господь. Он
всегда поглощен божественными играми в Своей вечной обители
Голоке, частью которой является Враджа-дхама. Один раз в день
Брахмы Он нисходит в этот мир, чтобы явить Свои божественные
игры. Шри Кришна приходит на землю в конце Двапара-юги
двадцать восьмой дивья-юги, и вместе с Ним во всем великолепии
нисходит Его вечная обитель Враджа-дхама» (Ади.3.5,6,10).
«Служение (дасья), дружба (сакхья), родительская привязанность
(ватсалья) и супружеская любовь (шрингара) — четыре
божественные