Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 133 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 133

Нем и

не говорить о Его деяниях.

По-Моему, лучше ничего не слышать о Кришне, ибо тот, в чьи

уши попала хоть капля нектара из рассказов о Его божественных

деяниях, перестает испытывать как приязнь, так и неприязнь к

чему бы то ни было. Он полностью освобождается от скверны

материальных привязанностей и отрешается от материального

мира: от семьи, дома, жены, детей и всего, что так дорого каждому.

Тот, кто лишился всех материальных приобретений, становится

несчастным сам и делает несчастными своих родных. Словно

птица, блуждает он в поисках Кришны, добровольно избрав удел

нищего странника. Истинно понять Кришну, Его имя, качества,

облик, игры, атрибуты и окружение очень и очень трудно».

Обращаясь к черному шмелю, посланцу Кришны, Шримати

Радхарани добавила: «Прошу, не говори больше о Кришне. Лучше

поговорим о чем-нибудь другом. Бывает, что пятнистую лань

в лесу завораживают сладкие звуки охотничьего рожка, неся ей

гибель. Вот так обречены и мы. Так и мы зачарованы сладкими

речами Кришны. Вновь и вновь вспоминая о сиянии, исходящем

от ногтей на пальцах Его ног, мы все сильнее жаждем встретиться

с Ним. Поэтому прошу тебя: отныне ни слова о Кришне».

Все эти разговоры Радхарани с вестником-шмелем, Ее многочисленные

упреки в адрес Кришны, а также признание Своей неспособности

не говорить о Нем, являются признаками высочайшего

трансцендентного экстаза, который называется махабхава.

Проявления экстаза махабхавы могут наблюдаться только у Самой

Радхарани и Ее приближенных. Великие ачаръи — Рупа Госвами и

Вишванатха Чакраварти Тхакур — тщательно изучили вызванные

махабхавой речи Шримати Радхарани и описали их разновидности,

такие как удгхурна, или слова, произнесенные в замешательстве, и

джалпа-пратиджалпа—сбивчивые речи. Все это признаки удджвала-

расы, — сверкающей жемчужины любви к Богу.

Пока Радхарани говорила, шмель летал вокруг нее, а затем

вдруг куда-то улетел. Она глубоко тосковала в разлуке с Криш

462

Речи Шримати Радхарани, исполненные любви к Кришне

ной и, беседуя со шмелем, чувствовала прилив экстатической

любви. Но, как только шмель исчез, Радхарани пришла в смятение,

опасаясь, как бы вестник-шмель не вернулся к Кришне и не

рассказал о том, как Она укоряла Его. «Кришна очень огорчится,

когда услышит об этом» — подумала Она. Ее снова охватил экстаз,

но уже другого рода.

Тем временем неугомонный шмель вновь приблизился к Ней.

«Кришна по-прежнему благосклонен ко Мне, — обрадовалась

Радхарани. — Хотя вестник-шмель передал Ему Мои упреки,

Кришна так добр, что снова прислал его за Мной». На этот раз

Шримати Радхарани поостереглась говорить что-нибудь в укор

Кришне.

«Мой дорогой друг, приветствую тебя, — промолвила Она, —

Кришна так добр и так любит Меня, что, на Мое счастье, прислал

тебя вновь, хотя Я наговорила Ему много неприятного. Будь благословен,

Мой дорогой друг. Ты можешь просить у Меня всего, чего

пожелаешь. Я не откажу тебе ни в чем, ведь ты так добр ко Мне.

Кришна не может приехать сюда, потому что в Матхуре Его окружают

новые подруги, и ты явился, чтобы отнести Меня к Нему.

Но ведь ты такое крохотное создание. Как же ты сумеешь отнести

Меня в Матхуру? Вряд ли ты можешь помочь Мне встретиться с

Кришной. Ну, ничего. Я не буду думать о том, чтобы отправиться

к Нему или послать тебя Своим вестником. Лучше расскажи Мне,

как живется Кришне в Матхуре. Расскажи, помнит ли Он еще

Своего приемного отца, Махараджу Нанду, Свою любящую мать

Яшоду, Своих друзей-пастушков и нас, бедных гопи. Я уверена,

что Он иногда говорит о нас, ведь мы служили Ему, как простые

служанки, без всякой платы. Можно ли надеяться, что Кришна

вернется и возложит на наши головы Свою руку, благоухающую

ароматом агуру7. Прошу тебя, спроси обо всем этом Кришну» (Из

книги «Кришна», глава 47).

463

Чувства Шримати (Радхарани

Однажды Радхарани и Ее подруги, ожидая возвращения Кришны

с пастбищ Вриндавана, обсуждали Его качества и игры. Пока

Радхарани слушала рассказы Своих подруг, гора восторга в Ее

сердце становилась все выше и выше. Она уже больше не могла

скрывать Свои чувства от подруг. Погруженная в Свои переживания,

Она стала говорить: «Тело Говинды обладает особым

божественным ароматом. Восемь лотосоподобных частей Его

прекрасного тела благоухают ароматом сандала., мускуса, агуру и

камфары, распространяясь по четырнадцати мирам вселенной,

входя в ноздри женщин и поселяясь там.

Этот аромат захватывает умы женщин, очаровывает их своей

сладостью и безудержно влечет к Кришне. Аромат л-ела Кришны

действует как грабитель. Ноздри жаждут постоянно вкушать

сладость этого аромата. Когда им выпадает удача насладиться им,

они пьют его изо всех сил, но не могут насытиться. А когда такого

счастья у них нет, они умирают от жажды».

Разговорившись как безумная, Радхарани потеряла все самообладание.

Она стояла близко у края башни, и Ее встревоженные

служанки вместе с другими сакхи сдерживали Ее. И вдруг Она почувствовала

аромат тела Кришны, который заставил Ее застыть

в неподвижности. Чтобы помочь Ей проникнуть в этот очаровательный

аромат, все другие Ее чувства превратились в обоняние

и исполнили Ее неутолимое желание полностью погрузиться в

аромат тела Кришны.

Лалита-деви сидела