Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 108 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 108

хладини (энергия блаженства), сандхини (энергия

вечности) и самвит (энергия знания). Тот, кто постиг их,

обладает полным знанием о Верховном Господе. Кроме того,

Его духовная энергия подразделяется на внутреннюю, пограничную

и внешнюю. Все эти энергии с любовью и преданностью

служат Господу» (Ч.-ч., Мадхья, 6.158-160).

Из этого следует, что энергия Кришны едина. Но по воле

Кришны эта единая энергия, которую называют атма-шакти,

сварупа-шакти или пара-шакти, проявляет три вибхавы, три парабхавы

и три анубхавы.

К трем вибхавам относятся чит-шакти, джива-шакти и майяшакти.

Три парабхавы включают в себя иччха-шакти, гьяна-шакти

и крия-шакти. А три анубхавы — это сандхини, хладини и самвит.

384

Расы любви

Под влиянием иччха-шакти чит-шакти проявляет Голоку, Вайкунтху

и другие места игр Господа, разные имена Кришны, двух-,

четырех- и шестирукие образы Господа, Его развлечения со Своими

приближенными на Голоке, во Вриндаване и на Вайкунтхе,

а также такие духовные качества, как милосердие, всепрощение и

великодушие. Под действием гьяна-шакти чит-шакти порождает

айшварью, мадхурью и красоту духовного мира. Кришна является

единственным повелителем иччха-шакти. Гьяна-шакти

подчинена Васудеве, а крия-шакти—Баладеве, или Санкаршане.

Джива-шакти под влиянием иччха-шакти, гьяна-шакти и крияшакти

принимает форму вечных приближенных Господа, полубогов,

людей, демонов и ракшасов. Благодаря крия-шакти деяния

Господа открываются нашему взору. Все вместе эти энергии

(чит-, сандхини-, самвит-и хладини-шакти) порождают разные

виды экстатической любви. Энергия Кришны, чит-шакти, бесконечна

и неиссякаема. Все ее действия носят вечный характер.

Самым полным олицетворением расы является Сам Кришна,

обладающий шестьюдесятью четырьмя качествами.

Разнообразные проявления сварупа-шакти в образе приближенных

Господа служат Ему в шанта-, дасья-, ватсалья-, сакхъя-и

мадхурья-расе. Ближайшее окружение Господа возглавляет Шримати

Радхарани, олицетворенная хладини-шакти. Хотя вечной

обителью расы является Голока Враджа, по воле Кришны йогамайя,

или чит-шакти, в точности воспроизвела эту расу во Врадже

в материальном мире. Тем не менее, люди, разум которых находится

во власти материальных гун природы, не могут понять и

по достоинству оценить трансцендентную природу расы.

Кришна — это свободная от двойственности Абсолютная

Истина, Верховная Личность Бога. Хотя Господь один и только

один, чтобы принять участие в Его играх, из Него исходят Его

энергии и непосредственные воплощения. Кришна распространяет

Себя во множество форм, одни из которых относятся к числу

Его непосредственных воплощений, а другие — отделенных

экспансий. Так Кришна вершит Свои игры в духовном и материальном

мире. Духовный мир состоит из планет Вайкунтхи, а

материальный — из гигантских вселенных, или брахманд, каж

385

Шри Кришна-махима-расарнавам

дой из которых правит Брахма. Господь в образе таких Своих непосредственных

экспансий, как Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха

и Васудева, нисходит с Вайкунтхи в материальный мир.

Отделенные экспансии Господа — это живые существа. Хотя они

тоже исходят из Кришны, их причисляют к Его энергиям.

Краткое описание отношений с Кришной в четырех расах

Тот, кто связан с Кришной дасья-расой, считает, что Кришна проявляет

к нему особую благосклонность. Любовь такого преданного,

считающего себя слугой Кришны, имеет оттенок почтительности.

В зависимости от характера взаимоотношений с Кришной Его

личные слуги делятся на три группы, которые называются дхурья,

дхира и вира.

Каждая последующая раса еще более притягательна и непостижима,

чем предыдущая. Если у садхаки есть страстное желание

вкусить сладость какой-либо из рас, то в нем разовьются все необходимые

для этого качества. Та раса, которая привлекла его на ступени

садхана-бхакти, впоследствии становится его вечной расой.

В соединении с вибхавой, анубхавой, саттвика-бхавой и санчарибхавой

стхайи-бхава превращается в сакхья-расу. Аламбаной (основой)

этой расы является Кришна и Его друзья, а вишаей — Кришна

в Своем двуруком образе, изящный наряд Кришны и Его неисчислимые

добродетели, знание многих языков и крепкое телосложение,

красноречие, ученость и таланты, доброта и доблесть, поведение

в роли возлюбленного, разум и снисходительность, привлекательность

для всех без исключения, богатство, блаженная сущность

и непревзойденное положение. Друзья Кришны похожи на

Него (они обладают теми же качествами, носят такие же одежды и

т. д.). Они выше условностей и относятся к Кришне как к равному.

Одни друзья Кришны живут в городах, а другие — во Врадже. К

городским друзьям Кришны относятся Арджуна, Бхимасена, Драупади

и брахман Судама. Из них в самых близких отношениях

с Кришной находится Арджуна. Друзья Кришны, живущие во

Врадже, остро переживают даже непродолжительную разлуку с

Господом. Они привыкли играть с Кришной и дорожат Им боль

386

Расы любви

ше собственной жизни. Вот почему из всех друзей Кришны они

считаются наилучшими.

Друзья Кришны во Врадже делятся на четыре категории. Это

сухриды (благожелатели), сакхи (друзья), прия-сакхи (близкие

друзья) и прия-нарма-сакхи (наперсники).

К чувствам, которые испытывают к Кришне сухриды, примешивается

родительская любовь. Сухриды немного старше Кришны

и всегда держат наготове оружие, чтобы при необходимости

защитить Кришну от демонов. К сухридам относятся Субхадра,

Мандалибхадра, Бхадравардхана, Гобхата, Якша, Индрабхатта,

Бхадранга, Махагуна, Вирабхадра, Виджая и Балабхадра.

Сакхи младше Кришны, и их дружба с Ним имеет оттенок

служения. Вишала, Вришабха, Оджасви, Девапрастха, Варутхапа,

Маранда, Кусумапида, Манибандха и Карандхама — вот некоторые

из сакхов. Лучшим из них считается Девапрастха.

Шридама, Судама, Дама, Васудама, Кинкини, Стокакришна,

Амшу, Бхадрасена, Виласи, Пундарика, Витанка и Калавинка относятся

к прия-сакхам.