Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 107 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 107

своем сыне, друге или возлюбленном, считая себя влиятельным,

и относясь ко Мне как к равному или как к младшему, то

Я подчиняюсь ему. Например, думая обо Мне, как о совершенно

беспомощном, мама Яшода иногда связывает Меня, а иногда за

381

Шри Кришна-махима-расарнавам

щищает. Мои друзья, Шридама и Субала, забираются Мне на

плечи, движимые чистой дружбой, и говорят при этом: «Что Ты

вообще из Себя представляешь? Мы с Тобой равны». И если Моя

возлюбленная супруга, будучи недовольной, упрекает Меня, Мой

ум уходит от почтительных гимнов Вед. Враджа-бхава, которая

нашла свое прибежище в этих чистых преданных, позволяет Мне

наслаждаться такими забавами, которые неизвестны даже на Вайкунтхе.

На самом деле, даже Я Сам изумлен ее загадочностью. Под

влиянием Йога-майи гопи принимают Меня как своего любовника.

Полностью погрузившись в это настроение, наши умы всегда

очарованы нашей красотой и качествами. Наша чистая привязанность

объединяет нас, несмотря на мораль и религиозные обязанности,

а божественное провидение иногда соединяет нас, а иногда

разлучает.

Вот так Я наслаждаюсь сутью всех этих рас и дарую благо всем

Моим вечным спутникам. Когда смиренные преданные услышат

о чистой любви обитателей Враджи, они также будут поклоняться

Мне, встав на путь спонтанной любви и отбросив все религиозные

обряды и кармическую деятельность».

В зависимости от отношений между Говиндой и Его преданными,

према бывает разных видов. Родительская према матери

Яшоды называется ватсалья-према, а према пастушков — сакхья-

према, или любовь в дружбе. Подобно этому, мадхурья-према

гопи — это супружеские отношения, известные как кома, трансцендентное

вожделение.

Тот, кто обладает такой любовью, называется преданным каматмика

и считается самым трансцендентно привлекательным

для Кришны.

Преданные каматмика бывают двух типов: те, кто имеют

прямые отношения с Кришной, и те, кто разделяют любовное

настроение без какого-либо прямого контакта. Эта последняя категория

гопи известна как манджари. Хотя они являются помощницами

Лалиты и Вишакхи, их духовные ощущения не меньше,

чем у этих спутниц Шри Кришны. Благодаря их самозабвенному

служению они вознаграждаются теми же любовными чувствами

» («Вену-гита»).

382

Расы любви

Из «Шри Чайтанья-шикшамриты» Ш. Бхактивиноды Тхакура:

Из всех существующих в мире представлений о Боге образ Кришны

наиболее подходит для развития чистой любви. Создаваемый

Кораном образ Аллаха не внушает чистой любви, ибо даже Пророк

Магомет, который пользовался особой благосклонностью

Аллаха, не мог воочию увидеть Его и держался от Него на почтительном

расстоянии. Согласно христианским представлениям,

Бог тоже очень далек от верующих. Что же в таком случае говорить

о безличном Брахмане? Даже к Господу Нараяне не так просто

развить чувство чистой любовью. Поэтому Кришна, пребывающий

в Своей духовной обители, Голоке Вриндаване, является

единственным объектом беспримесной любви.

В обители Кришны царит блаженство. Хотя эта обитель преисполнена

необыкновенного величия, оно никак не дает о себе

знать, ибо все там по природе исполнено сладости и вечного

счастья.

Богатство Кришны — это плоды, цветы и лесные рощи. Его

подопечными являются коровы, друзьями — пастушки, а подругами

— гопи. Пищей Кришне служит масло, простокваша и молоко.

Леса и рощи Вриндавана пронизаны привязанностью к Кришне.

Ему служит река Ямуна и вся природа этого божественного

царства. Хотя за пределами Вриндавана Кришне с благоговением

поклоняются как Всевышнему, жители Вриндавана, ценящие Господа

выше собственной жизни, общаются с Ним как с равным

или младшим. И это не удивительно, ибо в противном случае

крохотная душа не могла бы любить Всевышнего. Разве Господь,

беззаботный, свободный и жаждущий чистой любви, нуждается в

чьем-либо поклонении? Разве оно доставляет Ему подлинное удовлетворение?

Кришна, неиссякаемый источник восхитительных

игр и развлечений, скрывает Свое величие за очаровательным обликом

и наслаждается жизнью в духовном царстве Вриндавана,

нисходя на один уровень с его жителями или даже в чем-то уступая

им.

Может ли у тех, кто избрал чистую любовь своей единственной

целью в жизни, быть какой-то другой объект привязанности,

кроме Кришны?

383

Шри Кришна-махима-расарнавам

Кришна, энергии Кришны и раса

Шри Кришна — Абсолютная Истина. Он вне двойственности этого

мира, но в то же время Он живет во Вриндаване как сын Махараджи

Нанды. Все исходит из Кришны, ибо Он — источник всего.

Неувядаемое тело Кришны исполнено духовного блаженства.

Хранитель всего мироздания, Он повелевает всеми. Он — начало

всего сущего. У Него самого нет начала, ибо Он — причина всех

причин. Он в полной мере обладает шестью достояниями и пребывает

в Своей вечной обители, на Голоке Вриндаване.

Никто не может сравняться с Кришной или превзойти Его в

чем бы то ни было. Энергиям Кришны нет числа. Все энергии

принадлежат Ему одному.

«Энергии Господа Кришны естественным образом подразделяются

на три вида: духовную энергию (чит-шакти), живые

существа (джива-шакти), и иллюзорную энергию (майяшакти)

» (Ч.-ч., Мадхья, 20.111). «Кришна обладает разнообразными

энергиями, главными из которых являются сила

Его желания (иччха-шакти), сила знания (гьяна-шакти) и созидательная

способность (крия-шакти)» (Ч.-ч., Мадхья, 20.252).

«Верховный Господь в Своем изначальном образе вечен, исполнен

знания и блаженства. Каждому из этих аспектов Господа

(сат, чит и ананде) соответствует одно из трех проявлений

духовной энергии. Эти три проявления духовной энергии

носят название