стопам Рупы и Рагхунатхи, я омою их своими слезами
и буду молить об этой беспричинной милости. Иного пути для
меня нет».
Любовь Радхи и Кришны не принадлежит этому миру. Она чиста,
в ней нет и тени вожделения. Обычному человеку трудно это
понять, поэтому такие темы обычно не обсуждаются на публике.
Этот предмет — для обсуждения в кругу парамахамс. Гаудийявайшнавы,
последователи Махапрабху, могут беседовать об этом.
Чтобы обратиться к Кришне, они просят Радхарани о милости.
Только тот, кто совершает чистое преданное служение, лишенное
примеси гьяны и кармы, может понять любовь Радхи и Кришны.
Лишь по милости Рупы-Рагхунатхи можно стать служанкой
Радхарани. Только тогда можно обратиться к Кришне и понять
Его. «В обход» Радхарани никто не может совершать любовное
служение Кришне.
Существует три вида мадхурья-расы: садхарана-саманджаса и
самартха. Каждая из них соответствует определенной ступени
любви к Кришне. Према имеет различные уровни и развивается
в такой последовательности: према, снеха, мана, пранайя, рага,
анурага, бхава и, наконец, махабхава.
Любовь Кубджи находится на уровне премы, и такой вид рати
называется садхарана. Его сравнивают с драгоценным камнем,
потому что он очень редок. Но другая его характеристика — дхумайита
(неясный, дымчатый), поскольку бхава на этом уровне
выражена неявно.
На уровне саманджаса находятся царицы Двараки, жены Кришны
во главе с Рукмини, они не поднимаются выше анураги.
Третий вид рати, самартха-рати, проявляет Шримати Радхарани
и враджа-гопи. Их любовь доходит до высочайшего предела
— махабхавы. Радхарани — олицетворение этой махабхавы,
Махабхава-Сварупини. Это состояние невозможно постичь
с помощью материального разума, поскольку оно находится за
пределами мирской логики.
379
Шри Кришна-махима-расарнавам
На ступени самартха возлюбленная (найика) напрочь забывает
обо всех семейных правилах благочестия. Гопи отбрасывают
все ограничения, связанные с семейными традициями, которые
обычно трудно преодолеть; честь семьи, наставления писаний,
спокойствие и стыд. Такое самопожертвование — признак бескорыстной
любви. Единственное о чем думают гопи — о счастье
Кришны. Хотя порой отношения Кришны и гопи кажутся основанными
на вожделении, они покоятся на платформе чистой
любви. Ради любовного служения Кришне и Его наслаждения
гопи терпели брань и наказания от родственников и пренебрегали
всем: общественными устоями, наставлениями писаний,
телесными потребностями и удовольствиями, предписаниями
варнашрамы и даже заботой о собственных семьях — всем тем,
от чего так трудно отказаться.
Шрила Рупа Госвами в «Уджджвала-ниламани» описывает,
как темной ночью, услышав звуки флейты, гопи бегут к Кришне
через джунгли Вриндаваны. В это время Йога-майжоздает их
иллюзорные тела-копии, которые остаются дома вместе с мужьями.
Таким образом, мужья ни о чем не подозревают.
Без паракийя-бхавы вкус любви не будет полным. Для того,
чтобы испытать паракийя-расу, гопи выходят замуж. Однако, на
самом деле, Кришна — их единственный муж. Поэтому Кришну
называют Гопинатха, Гопиканта, Радханатха, Радхаканта — единственный
господин и повелитель Радхарани и гопи. Большинство
преданных сейчас не могут понять эти возвышенные темы, они
должны просто слушать.
Прему невозможно обрести собственными усилиями. Если
преданный хочет развить враджа-прему, он обретет ее только тогда,
когда в его сердце пробудится истинная духовная жажда. Иначе
это невозможно. Когда человек по-настоящему чего-то хочет,
он добивается этого любыми способами. В духовной жизни из
такого жадного стремления рождается према-бхакти. Эту трансцендентную
жажду можно обрести только по милости Кришны
и его преданных, обладающих премой. Кришна дает величайшее
сокровище премы только тому, у кого есть эта особая жажда, и
никому другому.
380
Расы любви
В чем выражается это жадное стремление? Предположим, Кришна
раздает чинтамани. Кому Он его даст? Тем, кто достоин получить
этот дар. А если придет кто-нибудь недостойный, Кришна
даст ему другой камень, еще красивее чинтамани, но не чинтамани.
Самый ценный дар Кришна даст только тому, кто страстно
его жаждет. Эта жажда должна быть постоянной и непрекращающейся,
только тогда она достигнет своего желанного плода.
Когда према достигает высшей зрелости? Когда преданный попадает
в общество вечных жителей Вриндавана. Только общаясь
с нитья-сиддхами, вечными спутниками Кришны, преданный
может достичь вершин премы.
«Итак, высшая цель и истинное совершенство — познать
Кришну и стать Его преданным. Необходимо не только познать
Кришну, но и обрести Его. Обретите Его! Вкусите сладость Его
красоты, мадхурйамриту, и сладость звуков Его флейты, вамшиганамриту.
Обретите Кришну и вкусите Его мадхурью, и тогда вы
достигнете цели жизни, а иначе ваша жизнь пройдет впустую. Это
и есть совершенное сознание Кришны» («Према-юга»).
«Из всех видов любви к Кришне, любовь обитателей Вриндавана
самая возвышенная. И поскольку эта любовь лишена малейшего
намека на благоговение, она уникальна по своей природе. Эта према
ценится Господом Кришной превыше любой другой формы
преданности, смешанной с чувством благоговейного почтения.
Оценивая любовь обитателей Враджа, Кришна думает: «Вся
вселенная наполнена осознанием Моего величия, но такая любовь,
ослабленная чувством айшварьи, не удовлетворяет Меня. Если
преданный считает Меня Всевышним Господом, а себя — Моим
подчиненным, то Я не могу стать подчиненным или быть управляемым
этой любовью, ибо Мое естественное качество — отвечать
на тот вкус, с которым преданный поклоняется Мне. Если преданный
лелеет чистую любовную преданность Мне, думая обо Мне
как о