из груди Яшоды, а перед Деваки явился в
четырехруком облике. Когда Деваки родила, в то же самое время
родила и Яшода. Васудева-путра, сын Васудевы, имеет форму с
четырьмя руками. Но двурукая форма — это Кришна, Яшоданандана-
Нанданандана.
Когда Яшода родила, то лишилась чувств. Она не знала, кто у
нее родился, сын или дочь. В действительности, у нее родились
близнецы, сын и дочь. Но она не знала об этом. Из-за воздействия
Йога-майи все враджаваси спали.
Сын Васудевы — это полная часть Кришны. Поэтому когда
Васудева принес своего сына в материнскую комнату Яшоды,
Васудева-путра Кришна вошел в Яшоданандана-Кришну. После
этого Васудева забрал дочь Нанды. Васудева увидел только дочь.
Он не смог увидеть Кришну, изначального Кришну Вриндавана.
Так действует Йога-майя. Йога-майя скрыла Кришну, и Васудева
не смог увидеть Его. Увидев только дочь Яшоды, Васудева забрал
ее, а Кришна остался.
Затем младенец Кришна заплакал: «Ва-а-а, ва-а-а, ва-а-а». Услышав
плач ребенка, проснулись все женщины Враджа-бхуми. Они
быстро побежали в материнскую комнату в дом Нанды и обнаружили
удивительно красивого новорожденного малыша, от которого
исходил сладкий аромат. Он выглядел так, будто вся красота
материальных и духовных миров соединилась в Нем. Цвет Его
тела был подобен голубому сапфиру, грозовому облаку или дереву
шамала. На лбу Его сияла кастури-тпилака, на груди — каустубхамани,
а вокруг глаз — каджала, черная тушь. На Его теле присутствовали
все благоприятные знаки. Его волосы завивались, пальчики
на руках и ногах напоминали маленьких рыбок, а на ладонях
бьши видны божественные знаки. Но чтобы спрятать их, Кришна
сжимал кулачки. Закрыв глаза, Он спал подле Яшоды. Женщины
вошли в комнату, поднялась суматоха и Яшода проснулась. Тогда
она увидела, что родила чудного сына. От Его тела исходило сияние,
словно от зеркала. В сиянии тела своего сына она увидела собственное
отражение и подумала: «Что эта женщина делает здесь, не
хочет ли она забрать моего сына?»
374
Расы любви
Далее идет мадхурья-раса, В «Чайтанья-чаритамрите» говорится:
«Наивысшие из преданных, имеющие мадхурья-бхаву в отношениях
с Господом, — это гопи Вриндавана, царицы Двараки и
богини процветания на Вайкунтхе. Этим преданным нет числа»
(«Ч.-ч». Мадхья, 19.191).
Все они являются мадхура-раса-бхактами, но все-таки между
ними есть разница. Кавираджа дас Госвами описывает: «Привязанность
к Кришне делится на две категории: привязанность с
благоговением и почтением, и чистая привязанность, лишенная
подобного почтения» («Ч.-ч. Мадхья, 19.192).
«Чистая привязанность без почтения существует на Голоке
Вриндавана. Привязанность с преобладанием благоговения и
почтения можно найти в двух городах: Матхуре и Двараке, и на
Вайкунтхе» («Ч.-ч. Мадхья, 19.193).
Хотя все враджа-гопи, махиши и Лакшми являются мадхурьябхактами,
тем не менее, среди них есть два вида; те, чья мадхурьяраса
смешана с айшваръя-гъяной, и те, чья раса не имеет примесей.
Мадхурья-раса Враджа-бхуми является беспримесной и чистой.
Махапрабху дарует именно эту враджа-прему.
В Гокуле нет айшваръи или гьяны. В Матхуре и Двараке любовь
ослаблена, тогда как во Враджа-бхуми любовь нисколько не
уменьшается.
Однажды во время танца-раш Кришна внезапно исчез, гопи в
разлуке с Кришной стали сходить с ума. Они искали Его повсюду,
и вдруг перед ними появился Господь Нараяна. На самом деле,
это был Кришна, намеренно принявший четырехрукий облик.
Увидев Нараяну, гопи сказали: «О Нараяна, наше почтение Тебе».
Они просто поклонились и ушли. Гопи думали: «Нам не нужен
Нараяна, мы ищем Кришну-кишора, прекрасного юношу-пастушка
с флейтой и павлиньим пером, чье тело изогнуто в трех
местах. Такова мадхурья-майя, самый красивый и привлекательный
облик Кришны. Гопи не желают видеть Господа в ином облике.
Эту сладостную мадхуръя-расу Вриндавана вы не найдете
нигде, ни в Матхуре, ни в Двараке.
Господь любит Своих преданных, а преданные любят своего
Господа. Никто не может подчинить себе Кришну, никто не мо
375
Шри Кришна-махима-расарнавам
жет победить Его. Единственный способ подчинить Его — силой
своей любви. Господь говорит: «Хотя Я вечно свободный и независимый,
все же Я покоряюсь силе любви Моих преданных»
(«Хари-бхакти-судходайя»).
Как же покорить Господа, того, кто всегда независим и свободен?
Это кажется невозможным. Но сказано: сада мукто "сми
бхактена снеха раджубхих. «Порой Я оказываюсь связанным узами
любви Моих преданных». Господь непобедим, аджита, нет
никого, кто мог бы одолеть Его, но порой Он покоряется Своим
преданным, поскольку Он — бхакта-ватсала. Покорите Его! Это
вопрос любви. Преми-бхакта способен покорить Его. Такие преданные
всегда созерцают Господа в своем сердце и вовне. Они ни
на миг не забывают о Кришне, и ни на миг не теряют Его из виду.
Йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати тасйахам
на пранашйами са ча на пранашйати: «Для того, кто видит Меня
повсюду и все сущее видит во Мне, Я никогда не потерян и он
никогда не будет потерян для Меня» («Б.-г». 6.30).
«Возвышенный преданный может покорить Меня, Верховного
Господа, любовью в своем сердце. Куда бы он ни бросил взгляд,
он видит одного лишь Меня» («Ч.-ч», Мадхья, 25.127).
Такова према, и таков преми-бхакта — он никогда не теряет
Кришну из виду, и никогда не скрывается от Его взора. Хотя