Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 105 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 105

Кришна — Сварат Пуруша, абсолютно свободный, Он все же покоряется

силе любви Своих преданных. Кришна — расика-шекхара,

Верховный Наслаждающийся расой. Он позволяет Своему

преми-бхакте связать Себя веревками чистой любви, чтобы насладиться

према-расой, трансцендентным любовным упоением.

Такова Его природа, Господь жаждет вкусить эту расу. Он позволяет

пленить Себя множествам сердец одновременно. Такова

лила, удивительная игра энергии наслаждения Господа, хладини-

шакти. Према пленяет Верховного Господа Кришну, и это

удивительно и прекрасно. «Экстаз любви к Кришне побуждает

преданного и Кришну танцевать, и сама любовь танцует вместе с

ними. Так они танцуют все вместе» («Ч.-ч», Антья, 18.18).

Они танцуют вместе — према, бхакта и Кришна. В сердце такого

преми-бхакты — Шри Вриндавана-дхама, блаженная обитель

376

Расы любви

Кришны. Кришна никогда не покидает сердце чистого преданного,

поскольку его сердце не отлично от Вриндавана. Господь всегда

жаждет доставить счастье Своим преми-бхактам. Более того,

иногда Кришна даже вкушает остатки их пищи.

Когда Кришна являет детскую лилу, в возрасте двух-трех лет,

Он пробирается в дома гопи и ворует масло. Его зовут макханачхор.

Он — Бог-воришка масла. Но гопи получают удовольствие,

отдавая свое масло Гопалу. Они идут к матери Яшоде и жалуются

на Него: «Яшода, твой сын Гопал пробирается в наши дома и

тащит все наше масло»! Яшода говорит: «Гопал! Ты ел масло?»

— «О мама, Я не ел масло! — отвечает двухлетний Гопал, который

еще пока не умеет правильно говорить. Яшода начинает

гневаться еще больше: «Да у Тебя же весь рот в масле! Так Ты

обманываешь меня?!» А Гопал ей в ответ: «Мама, они вымазали

мне рот маслом!»

Вы думаете, Гопал говорит неправду? Нет, Он всегда правдив,

и никогда не лжет. Однако Господь очень ловок, и весь фокус

в том, как именно Он говорит. Он говорит таким образом, что

это может означать и да, и нет. Он божественно хитер, и если мы

этого не поймем, то совершим ошибку. Гопал безгрешен, Он —

Вишвамбхара, тот, кто заботится обо всем мироздании и дарует

пищу всем живым существам. Он ни к чему не привязан, ибо все

и так является Его собственностью. Так зачем же Ему пробираться

в чужие дома и воровать? Такова Его лила, которую Он совершает

ради счастья Своих преданных.

Иногда Гопал приходит в дома некоторых гопи, которые очень

любят Его и кормят маслом: «Вот Тебе макхана. Угощайся Гопал».

Поэтому нет ничего удивительного, если Его рот вымазан маслом.

Темное личико Гопала, вымазанное белым маслом, очаровательно

и, когда гопи видят Его таким, они радуются. Но когда

Ему предоставляется возможность, Гопал ворует масло. Он очень

озорной и непоседливый ребенок. После того, как мать побранит

Его, несколько следующих дней Гопал не ходит в дома гопи. Не

видя Господа, гопи расстраиваются: «Где же Гопал? Почему Он не

приходит?» Они идут к маме Яшоде и спрашивают: «Почему Гопал

больше не приходит к нам? Все ли с Ним в порядке?»

377

Шри Кришна-махима-расарнавам

В детстве Кришна похищает масло из домов гопи, а в годы пауганда-

лилы — одежды девушек Враджи. Когда Кришна подрастает

еще немного, и Ему исполняется 13-14 лет, Он похищает сердца

гопи. И поскольку Он — Ишвара, Верховный Господь, Он также

уносит папа-тапа, грехи и страдания Своих преданных.

Кришна — расо вай сах, вместилище всех рас, вкусов. Он есть

раса, и Он же — раса-расика, наслаждающийся расой. И Он же

дает возможность Своим преми-бхактам вкушать этот нектар.

«Кришна является перед Своими преданными в таком облике,

который они жаждут увидеть. Господь дарует Своему преданному

право давать Себя другим» («Ч.-Б.», Мадхья, 23, 465).

Кришна принадлежит Своему преми-бхакте, связавшему

Господа узами любви в своем сердце. Только он способен дать

Кришну. Кто может дать Кришну? Лишь тот, кто Им обладает.

Махапрабху провозгласил, что наивысшим объектом поклонения

(арадхья-ишварой) является Кришна. Причем, Махапрабху

имеет в виду не Матхурешу Кришну, (Кришну в Матхуре) или

Двараке. Он говорит о враджеша-танайе — Кришне во Враджабхуми,

Нанданандане, Яшоданандане. Это нитья-кишора-Кришна.

Он мадхурьяка-нилайя— источник всей сладости и красоты.

Каким же образом нужно поклоняться Кришне, чтобы следовать

наставлениям Махапрабху? Рамья качид-упасана враджавадху-

варгена йа калпита —; Ему нужно служить так, как служат

Ему обитатели Враджа-бхуми. Их любовь полностью чиста и

бескорыстна, в ней нет и тени вожделения. Гопи, находящиеся на

стороне Радхарани, не имеют ни малейшего желания собственного

наслаждения или счастья. Все их мысли сосредоточены на

одном — как доставить радость Кришне. Таково настроение

обитателей Враджа. Кришна — Пурушоттама, сварат, полностью

независим, но Его покоряет любовь Радхарани, радха-према

сводит Его с ума. Это величайшее таинство. Радха вина тинхо

каро найа — Кришна принадлежит Радхарани.

Кришна, который не связан ничем, покорен Ее любовью, Он

боится потерять радха-прему. Это непостижимо! Игры РадхаГовинды

исполнены сладости, но их не так легко понять человеку

с мирским складом ума. В песне «Лаласамайи» из сборника

378

Расы любви

«Прартхана» Нароттама даса Тхакур поет: рупа-рагхунатха-паде

хоибе акути кабе хама буджхабо се йугала-пирити, «Как мне понять

чистую супружескую любовь Радхи и Кришны? Припав к

лотосным