преобладает знание о безличном Брахмане
и локализованной Параматме».
В шанта-расе нет маматы, нет любви. Шанта-бхакты говорят
о Параматме и Парам Брахмане. Они никогда не говорят о
личностных проявлениях Господа.
Когда темой обсуждения становится чистая любовь, то появляются
все личные имена и формы Господа, такие как Кришна,
Яшоданандана, Муралидхара, Гиридхара-дхари, Гопиджанаваллабха,
Гопинатха, Мадана-мохана и Говинда. Шанта-раса неличностна.
Поэтому Махапрабху отбросил ее.
Кто такие шанта-бхакты7 Девять Йогендров и четыре Кумара
— это примеры шанта-бхакт. Примеры преданных в дасьябхакти
бесчисленны, поскольку такие преданные есть повсюду.
Четыре Кумара — это шанта-бхакты. Они являются гьяни, параматма-
гьяна правин — очень сведущими в познании и выдающимися
личностями среди преданных в шанта-расе.
Во Вриндаване примерами преданных, имеющих дружеские
отношения с Господом, могут быть Шридама и Судама, а в Двараке
— Бхима и Арджуна.
371
Шри Кришна-махима-расарнавам
Есть два вида сакхьи — самбхрама-сакхья и вишрамбха-сакхья.
На Вайкунтхе существует только две с половиной расы: шанта,
дасья и половина сакхьи, то есть самбхрама-сакхья, сакхъя, смешанная
с благоговением и почтением. Ее достигают на Вайкунтхе
и Айодхье. Чистая сакхъя, лишенная благоговения и почтения
находится во Враджа-бхуми. У Субалы и Шридамы нет страха и
почтения. Они забираются на плечи Кришне, дерутся с Кришной
и выхватывают пищу у Него изо рта. Кришна тоже выхватывает
пищу из ртов мальчиков-пастушков. Там нет благоговения и
почтения, но в любви Бхимы и Арджуны присутствует благоговение
и почтение. Когда Кришна явил Свою гигантскую вселенскую
форму перед битвой на Курукшетре, Арджуна был напуган,
от страха он в почтении кланялся, предлагая поклоны спереди,
сзади, слева и справа.
Арджуна молился Кришне: «Я обращался к Тебе, «О Кришна,
О Ядава, О друг мой!», мы ели и спали вместе. Иногда я шутил
с Тобой. Прости же меня». Арджуна молил Кришну о прощении.
В благоговении и почтении присутствует страх. Но у Судамы
и Субалы нет благоговения и почтения. Их отношения с Кришной
— это вишрамбха-сакхья. Они говорят: «Туми кено бара? На
туми амии саман» — «О Кришна, чем Ты лучше нас? Нет! Мы с
Тобой равны!» Они борются с Кришной, играют с Ним, залезают
Кришне на плечи, выхватывают пищу изо рта. Так, где же благоговение
и почтение?
Вибхишана и Сугрива — это тоже сакхъя-бхакты, но они побаиваются
Господа Раму. Бывает так, что они не решаются подойти
к Нему. В них есть страх и почтительность. Но Шримада
и Субала — враджабхуми-сакхи; они не боятся Кришну. Они подобны
частям тела Кришны. Если ваша стопа касается вашего же
тела, вас это не смутит и не напугает. Но если вы нечаянно коснетесь
стопой тела другого человека, то станете просить прощения.
Аналогично, Шридама и Субала подобны частям тела Кришны.
Это чистая сакхъя.
Во Вриндаване преданные, имеющие родительскую любовь, —
это Яшода и Нанда Махараджа, а в Двараке родители — Васудева
и Деваки. Но между ними есть разница. Когда Кришна появился
в тюрьме Камсы, Он предстал в четырехруком облике. Васудева и
372
Расы любви
Деваки стали возносить Ему молитвы, почувствовав благоговение,
почтение и страх из-за знания о Его величии. Их ватсалъя смешана
с гьяной и айшварьей. Но Яшода и Нанда никогда не молились
Кришне. Когда Кришна был малышом, Нанда Махараджа говорил
Ему: «Кришна, принеси мои деревянные сандалии». И Кришна
приносил их, поставив Себе на голову.
Акрура забрал Кришну с Баларамой в Матхуру. Все враджаваси
ощущали острую боль разлуки с Кришной, а Кришна в Матхуре
думал о них. Это чистая любовь. Днем и ночью Кришна
постоянно думал о сильной чистой любви жителей Враджа-бхуми,
Своих отца, матери, мальчиков-пастушков и в особенности
гопи во главе с Радхарани. Кришна всегда думал о том, как помочь
Своим преданным, как утешить их. И тогда Он послал Уддхаву.
Уддхава — гъяна-бхакта, хотя он очень дорог Кришне. В
одиннадцатой песне «Бхагаватам» Кришна сказал Уддхаве: «Ни
Брахма, ни Шанкара, ни Мой брат Санкаршана, ни Моя супруга
Лакшмидеви, ни даже Я Сам не так дорог Себе, насколько Мне
дорог ты, о Уддхава».
И все-таки, Уддхава — гъяна-бхакта. У него есть гьяна, но нет
шуддха-премы. Это смешанная бхакти. Когда присутствует гьяна
и айшварья, любовь уменьшается. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится:
«Когда преобладает богатство, любовь уменьшается. Но
на уровне кевала преданный считает себя равным Кришне, даже
несмотря на то, что видит Его безграничное могущество» («Ч.-ч»,
Мадхья, 19.196).
Чистая любовь не имеет примесей. Шрила Прабхупада пишет
в своем комментарии, что есть два вида любви: айшварья-пурна,
исполненная благоговения, и айшварья-шитхила — свободная
от благоговения. Настоящая любовь к Богу начинается с уровня
айшварья-шитхила, когда нет примеси гьяны и айшварьи. Это
враджа-према. Она достижима только во Вриндаване, во Враджабхуми,
и нигде больше. Во Вриндаване прити не уменьшается,
там айшварья полностью покрыта мадхурьей, сладостью. Во
Враджа-бхуми, если кто-то видит айшварью, то не обращает на
нее никакого внимания. В этом разница между ватсалъей Васудевы
и Деваки и ватсалъей Яшоды и Нанды Махараджа.
373
Шри Кришна-махима-расарнавам
Яшода и Нанда Махараджа не признают, что их сын — Бог.
Кришна пил молоко