С Кришной их связывает чистая дружба.
Чтобы доставить Кришне удовольствие, они играют и иногда борются
с Ним.
Из всех друзей Кришны самое возвышенное положение занимают
прия-нарма-сакхи, потому что с Кришной их связывают
очень близкие и доверительные отношения. К прия-нарма-сакхам,
в частности, относятся Субала, Арджуна, Гандхарва, Васанта
и Удджвала. Из них особо выделяются Субала и Удджвала. Удджвала
славится своими остроумными шутками.
Среди друзей Кришны есть нитъя-сиддхи (вечно освобожденные
души), могущественные полубоги и садхана-сиддхи (достигшие
совершенства преданные). Одни друзья Кришны очень
серьезны и дают Ему советы. Другие очень веселы и любят пошутить.
Третьи доставляют удовольствие Кришне своей честностью
и открытостью. Четвертые своей хитростью вызывают изумление
даже у Самого Кришны. Пятые постоянно возражают Кришне
и пререкаются с Ним, а шестые очень мягки и радуют Кришну
ласкающими слух речами. Такое разнообразие характеров друзей
Кришны придает Его играм особую сладость.
387
Шри Кришна-махима-расарнавам
К стимулам сакхья-расы относится возраст Кришны и Его красота,
Его рожок, флейта, раковина, Его отвага и другие качества,
Его приближенные и Его необыкновенное чувство юмора, проявлявшееся
в том, как Он изображал из себя царя, полубога или
воплощение Верховного Господа. В жизни Кришны выделяют
три периода, которые называются каумара, пауганда и каишора,
и все они подходят для сакхья-расы. В возрасте каумара и пауганда
Кришна живет во Врадже, а в возрасте каишора переезжает в
Матхуру. Каумара — самый лучший возраст для ватсалья-расы,
родительской любви преданного к Кришне. Возраст пауганда делится
на три периода: начало, середину и конец. Из них для сакхья-
расы предпочтительнее середина возраста пауганда. Что же
касается возраста каишора, то его начало как нельзя лучше подходит
для мадхурья-расы.
Любимые развлечения Кришны и Его друзей — это борьба,
игра в мяч и в кости. Иногда они катаются друг у друга на плечах,
а иногда щеголяют друг перед другом своим виртуозным
умением вращать палками. Стараясь доставить удовольствие
Кришне, Его друзья сидят вместе с Ним на кушетках, качаются
на качелях, лежат с Ним на своих кроватях, шутят, купаются,
поют и танцуют. Все это — обычные анубхавы сакхья-расы.
Сухриды дают Кришне полезные советы и первыми берутся
за любое рискованное дело. Сакхи предлагают Кришне орехи
бетеля и украшают Его лоб тилакой. Они натирают тело
Кришны сандаловой пастой и наносят Ему налицо особый орнамент.
Прия-сакхи нередко соперничают с Кришной. Они прячут
Его одежду, когда Он одевается, или выхватывают у Него
из рук цветы. Иногда прия-сакхи пытаются заставить Кришну
украшать их, а если им это не удается, вызывают Его помериться
силами. Что же касается прия-нарма-сакхов, то они выступают
посредниками между Кришной и гопи. Прия-нармасакхи
знакомят гопи с Кришной и расхваливают им Его. Когда
гопи ссорятся с Кришной, в Его присутствии друзья принимают
Его сторону, а когда Кришны нет, становятся на сторону гопи.
Поддерживая, таким образом, то одну, то другую сторону, они
окружают все свои разговоры глубокой тайной и говорят друг
с другом только шепотом. Таковы анубхавы разных категорий
388
Расы любви
друзей Кришны. Все они помогают слугам Кришны украшать
Его лесными цветами и драгоценностями, поют и танцуют для
Него, пасут с Ним коров, растирают Его тело, делают для Него
гирлянды из цветов и обмахивают Его опахалом.
Может показаться, что, когда Кришна являет Свои игры на
Земле, Его друзья иногда переживают разлуку с Ним, но в действительности
Кришна никогда не разлучается с жителями Враджи.
Особенность сакхья-расы в том, что она приносит особое, ни
с чем несравнимое блаженство, поскольку в этой расе Кришна
и Его преданные испытывают друг к другу одинаковые
чувства, тогда как в дасъя-и ватсалъя-расе у Кришны и преданных
возникают разные эмоции. Вот почему те, кто связан с
Кришной сакхъя- (прея-) бхакти-расой, считают эту расу самой
лучшей (преян).
В соединении с вибхавой, анубхавой, саттвика бхавой и санчари-
бхавой ватсалъя-рати превращается в ватсалья-расу. Аламбаной
(основой) этой расы является Кришна и Его старшие, а вишаей
— Кришна, чье тело напоминает только что распустившийся
голубой лотос, Его красота, Его добродетели, которым нет числа,
Его кротость, Его приятные речи, Его простота и застенчивость,
Его скромность, неизменная готовность оказывать почтение
взрослым и милосердие.
В роли сына Кришна не проявляет Своего могущества и целиком
отдает Себя заботам родителей. Ашраей ватсалья-расы являются
старшие Кришны, которые растят и воспитывают Его. Их
возглавляют Нанда и Яшода, приемные родители Кришны. Затем
идет Рохини, мать Баларамы; матери пастушков-друзей Кришны;
Деваки, жена Васудевы; другие пятнадцать жен Васудевы; Кунти,
мать Арджуны; Васудева, родной отец Кришны, и, наконец,
Сандипани Муни, учитель Кришны. К стимулам ватсалья-расы
относят детский возраст Кришны, Его детские одежды, Его шалости,
нежные слова, улыбки и различные забавы. Раннее детство
Кришны делят на три периода: начало возраста каумара, середина
возраста каумара и конец возраста каумара. В начале и середине
возраста каумара Кришну украшает продетая в нос жемчужина,
масло на розовых ладошках и маленькие колокольчики на талии.
К концу возраста каумара талия у Кришны становится тоньше,
389
Шри Кришна-махима-расарнавам
грудь шире, а голову украшают вьющиеся волосы, цветом напоминающие
вороново крыло. В