Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 110 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 110

этом возрасте Кришна пасет телят

в лесу недалеко от дома, резвится со сверстниками, играет на

маленькой флейте и трубит в рожок.

Любовь, которую старшие испытывают к Кришне, проявляется

в том, что они обнимают Кришну, вдыхая аромат

Его волос, гладят Его и дают Ему благословения, просят Его

что-нибудь сделать и ухаживают за Ним (например, купают),

защищают от опасности и поучают. Таковы обычные анубхавы

ватсалъя-расы.

Яшода и старшие гопи целуют и обнимают Кришну, называют

Его по имени и иногда журят. Подобные проявления

родительской любви к Кришне именуются саттвика-бхавой. К

восьми видам саттвика-бхавы в ватсалъя-бхакти-расе добавляется

девятый — текущее из груди молоко. В ватсалья-расе присутствуют

те же санчари-бхавы, что и в дасья-расе, кроме забытья.

Родительская любовь и забота, чуждая благоговению, называется

ватсалъей. Эта ватсалъя и является стхайи-бхавой

обсуждаемой здесь расы. Ватсалъя-рати Яшоды и Нанды от

природы глубока. Иногда она достигает уровня премы, а

иногда снехи или раги.

Хотя разлука с Кришной может вызывать самые разные признаки

санчари-бхавы, обычно проявляется волнение, скорбь, безразличие,

неподвижность, усталость, смятение, безумие и обман

чувств. Поскольку эта раса, стхайи-бхавой которой является родительская

любовь, а объектом любви — Кришна в роли сына,

доставляет преданным неописуемое блаженство, сведущие люди

называют ее главной из рас. Если Кришна проявляет недовольство,

это может ослабить прита-, или дасья-расу, однако к ватсалья-

расе это не относится, что говорит о ее превосходстве над

всеми остальными расами.

Из всех рас наиболее сложна для понимания именно мадхурья-

раса. В ее превосходстве не может быть никаких сомнений,

если учесть, что в ней вечно присутствуют все качества шанта-,

дасья-, сакхья- и ватсалъя-расы, а также в полной мере проявлено

все совершенство, которого вышеупомянутым расам недостает.

390

Расы любви

Но поскольку в качественном отношении мадхуръя-раса Враджи

не имеет ничего общего с мирскими любовными отношениями,

понять ее не так-то просто.

Кришна является вишаей, а гопи, возлюбленные Кришны, —-ашраей.

Цвет кожи Кришны напоминает только что образовавшееся

грозовое облако. Он приятен, сладостен, наделен всеми благими

качествами, крепко сложен, юн, красноречив, силен, Его речь

приятна для слуха, Он разумен, гениален, мягок, остроумен,

лукав, счастлив, благодарен, искусен, Его можно покорить только

любовью, Он серьезен, непревзойден, великолепен, привлекателен

для женщин, вечно свеж, Он совершает удивительные подвиги,

очень дорог всем и искусно играет на флейте. Вся привлекательность

бога любви меркнет по сравнению с сиянием стоп

Кришны. Когда Кришна бросает взгляды краешком глаз, это пленяет

сердца всех. Для юных дев Кришна — океан удивительных

развлечений. Кришна, обладающий божественными качествами

и формой, является единственным объектом любви. Созерцать

этого Кришну в своем сердце способен тот, кто очистил себя преданным

служением Ему.

Кришна отвечает Своему преданному слуге такой же любовью,

которую тот питает к Нему. В мадхурья-расе под премой

подразумевается взаимное влечение Кришны и гопи, настолько

сильное, что оно не проходит даже тогда, когда, на первый

взгляд, есть причины для разрыва отношений.

Гопи относятся к категории ашраи. Они могут быть как свакиями,

так и паракиями. Во Врадже, где почти нет свакий, преобладают

паракии. Большинство гопи находятся с Кришной в

паракия-расе потому, что лишь в ней мадхура-раса предстает

во всем своем великолепии. Раса жен Кришны в Двараке носит

ограниченный характер, тогда как раса, основанная только на

желании и ничем не ограниченная, доставляет Кришне больше

удовольствия.

Кришна Сам есть раса. Его знание и могущество беспредельны.

Для Него нет ничего невозможного. Благодаря

Своему непостижимому могуществу, которое позволяет Ему

совмещать несовместимое, Кришна одновременно является

391

Шри Кришна-махима-расарнавам

одной расой и многими расами. В первом качестве Он наслаждается,

вмещая все сущее как часть Самого Себя. В этом случае

ничто, помимо Кришны, не имеет обособленного существования

в качестве расы. Но в то же время Кришна одновременно

является многообразием рас. Поэтому, кроме Его собственной

расы, существуют еще расы индивидуальных существ и сочетания

их рас и расы Кришны. Последние два вида рас придают

играм Господа невыразимое блаженство. Раса, направленная

не на собственное удовлетворение, а на удовлетворение другого,

кульминирует в паракия-расе. Полностью эта раса раскрывается

во Вриндаване. Паракия в сочетании с наслаждением

собственной расой достигает высшей ступени, маданы,

приносящей величайшее блаженство. Паракия, существующая

в чистом виде на Голоке, проявляясь во Врадже, кажется

мирской для обыденного восприятия.

В писаниях провозглашается превосходство паракия-расы

Враджа. Служа Шри Радхе-Кришне в настроении супружеской

любви (свакийе), можно достичь Голоки, а служа Им в настроении

возлюбленных (паракийе), можно достичь Враджа-Вриндавана,

сокровенной обители в Голока-дхаме, где проходит никунджа-

лила Шри Радхи-Кришны. Самое высокое положение

там занимают манджари-сакхи, украшенные улласа-рати (более

сильной привязанностью к Радхе, чем к Кришне).

Среди разных видов премананды према, которой обладают

гопи в разлуке с Кришной, выходит за пределы ананды и достигает

состояния, которое не поддается описанию.

Враджа-деви благодаря жадному стремлению к Кришне способны

отказаться от членов своих семей и преступить все общественные

устои. Движимые огромным чувством обладания

(маматой) по отношению к Нему, они преодолевают все препятствия

и преграды. Шри Кришна, покоренный их маматой,

исполненной страстного стремления к Нему, чувствует Себя в

неоплатном долгу перед гопи.

392

Глава