Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 84 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 84

трудно скрыть, и поэтому они могут служить критерием того, достиг преданный бхавы или нет. Первый называется авйартха- калатвам, и указывает на то, что преданный не теряет времени зря и двадцать четыре часа в сутки служит Кришне не только телом и речью, но также и умом. Качество кшанти означает, что преданный не отступает перед трудностями и терпеливо их сносит. Виракти (отречение)—преданный равнодушен к объектам чувственного наслаждения, даже сталкиваясь с ними непосредственно. Мана-шунйата—в нем нет гордыни, он скромный и считает себя падшим, хотя находится на очень высоком уровне преданности. Аша-бандха—он надеется, даже если надеяться, казалось бы, не на что. Такой преданный считает себя падшим и знает, что не способен достичь совершенства в преданном служении благодаря собственным усилиям, но, в то же время, он твердо уверен в том, что благодаря Кришне достигнет совершенства. Преданному, который находится на уровне спонтанного преданного служения, присущи также качества: самутканта—страстное желание достичь совершенства в преданном служении; нама-гане сада ручи—устойчивая привязанность к воспеванию святых имен Господа; асактис тад-гунакхйане— привязанность к обсуждению качеств Верховной Личности Бога; притис тад-васати-стхале— стремление жить в святой дхаме или в том месте, где прославляют Кришну.

Именно перечисленные выше девять признаков любви к Богу Рупа Госвами советует использовать в качестве критерия бхавы, потому что их трудно скрыть, невозможно имитировать, и они безошибочно указывают на то, что преданный достиг бхавы. В «Бхакти-расамрита-синдху» описаны и другие признаки бхавы: анубхава, саттвика-бхава, вьябхи- чари-бхава, но по ним трудно судить о том, достиг преданный бхавы или нет, потому что их легко имитируют материалисты и похожие признаки проявляют демоны. Камса иногда проявлял некоторые признаки, напоминающие саттвика-бхаву, например его лицо густо краснело (изменение цвета тела—один из признаков саттвика-бхавы, который называется ваиварнйа). Мама Яшода проявляла признак свара- бхеда, когда от гнева на Нанду Махараджа за то, что тот отправил Кришну в Матхуру, у нее прерывался голос. У Камсы проявлялся похожий признак, когда его голос дрожал от гнева на Кришну, а это, конечно, вовсе не значило, что он поднялся до уровня бхавы. Но девять качеств, перечисленных Рупой Госвами, таких как отречение, отсутствие гордости и другие, нельзя имитировать, и поэтому именно на них нужно в первую очередь обращать внимание, если вы хотите определить уровень преданного.

Обитатели Враджа всегда поглощены размышлениями о Кришне и проявляют возвышенные эмоции любви к Богу—слезы текут ручьями из их глаз, они меняются в лице, застывают в экстазе или дрожат, а порой проявляют пролаю—явление, когда застывает неподвижно не только тело, но также ум и чувства. Мама Яшода проявляла все эти признаки саттвика- бхавы, когда Кришна уехал в Матхуру. Рупа Госвами пишет, что когда Яшода, вернувшись домой, увидела на столе косметику Кришны, она почувствовала прилив экстатической любви, упала, стала кататься по земле и ее тело покрылось ссадинами. Она видела Кришну, куда бы ни падал ее взгляд—все, на что она смотрела во Вриндаване, напоминало Кришну и усиливало ее любовь. Стимулы, усиливающие экстатическую любовь, называются вибхава. Кроме Самого Кришны, вибхавой могут быть также любые предметы, связанные с Ним,—например, отпечатки Его стоп в пыли Вриндаваны. Обитатели Вриндаваны везде видят эти отпечатки, и это усиливает их любовь к Нему.

Уехав из Вриндаваны, Кришна пообещал его обитателям вернуться, и это обещание поддерживало в них жизнь. Боль разлуки была такой сильной, что если бы не надежда на Его возвращение, они бы умерли. Рупа Госвами пишет, что когда в летнюю пору солнце иссушает озеро, черепахи зарываются в ил и живут там до сезона дождей, ожидая когда вода снова заполнит озеро. Обитатели Вриндаваны были подобны этим черепахам, зарывшимся в ил,—они сгорали в огне разлуки с Кришной и жили только благодаря Его обещанию вернуться.

Шрила Прабхупада говорил, что Кришна очень привязан к Вриндаване и не покидает ее ни на миг. Он уехал в Матхуру, но в то же время остался жить во Вриндаване в воспоминаниях Своих преданных, которые все время думали о Нем, плакали в разлуке с Ним, и благодаря этим чувствам все время общались с Ним. Вот что значит ман-мана бхава—постоянно помнить о Кришне.

Объясняя, что значит ман-мана бхава, постоянное памятование о Кришне, ачарьи также рассказывают историю об одной гопи, которая недавно вышла замуж, приехала во Вриндавану и еще ни разу не видела Кришну. Она испытывала пурва-рагу— любовь в разлуке, которая проявляется еще до первой встречи. По утрам все гопи во Врадже взбираются на крыши домов, выглядывают в окна, прячутся за кустами и вскарабкиваются на деревья, чтобы увидеть прекрасного Кришну, когда Он с телятами и маль- чиками-пастушками отправляется на пастбище. Эта юная гопи тоже хотела выйти на дорогу, по которой Кришна шел на пастбище, чтобы увидеть Его, однако свекровь строго запретила ей выходить. Гопи пыталась настаивать: «Свою дочь ты отпускаешь посмотреть на Кришну. Почему мне нельзя?» «Нет,—отрезала свекровь.—Если ты увидишь Кришну, тебя ужалит черная змея. Она очень опасна, нападает без предупреждения, и уже перекусала всех во Вриндаване». Свекровь заперла свою невестку в доме, но та выскользнула из дома и спряталась за кустами. Кришна сразу

Навигация:

Страница 86
Страница 85
-- Страница 84 --
Страница 83
Страница 82