Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 28 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 28

в «Чайтанья-чаритамрите», что вокруг огорода должен быть крепкий забор, чтобы бешеный слон, хати-мата, не мог забраться внутрь. Шрила Прабхупада объяснял, что забор, охраняющий росток бхакти от бешеного слона,—общение с преданными. Конечно, если вы неосторожны и совершаете оскорбления, такое общение вас не защитит, поэтому надо быть осторожным.

Однажды я поехал в Северную Калифорнию, в гости к своему духовному брату, который живет там у подножия гор и выращивает сад. В числе прочего он рассказал, какое бедствие для сада несут сурки, которые роют повсюду норы и, подгрызая корни, губят плодовые деревья. Этому преданному приходится сидеть сиднем возле своего сада, не отлучаясь ни на день, потому что от сурков не спасают никакие заборы—чтобы добраться до корней деревьев, им ничего не стоит прорыть под забором ход.

Любое семя нужно поливать, чтобы оно проросло, и семя бхакти мы поливаем, постоянно слушая

о Кришне. Порой преданные этого не понимают, наивно полагая, что достаточно посеять и помолиться, а там что Бог даст. «Главное,—думают они,—получить посвящение, и тогда, можно сказать, царство божье в кармане». Это не так—если преданный забывает об осторожности, не слушает о Кришне, не умеет росток бхакти отличить от сорняка, он будет совершать оскорбления и страдать от их последствий. Сорняки это анартхи, ненужные желания в сердце, они могут заглушить лиану бхакти, особенно на первых порах, пока она еще маленькая и хрупкая. Очень важно научиться правильно распознавать сорняки и вырывать их, как только они появляются. Кути-нати (критиканство), джива-химса (враждебность), нишиддхачара (пренебрежение к наставлениям Вед), пуджа (стремление к почету) и другие—все они находятся в сердце и проявляются даже если мы занимаемся преданным служением.

Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет в «Мадхурья-кадамбини», что у анартх есть четыре источника: грех, благочестие, оскорбление и бхакти. Невежество толкает человека ко греху, а, совершив грех, он получает прарабдха-карму и апрарабдха- карму. Апрарабдха-карма и есть анартха, возникающая из греха. Благочестие и оскорбления являются вторым и третьим источниками анартх. Четвертый источник—бхакти. Человек, совершающий преданное служение, может возжелать славы на этом поприще: «Я получил посвящение и долго повторяю Харе Кришна, куда дольше, чем остальные. Поэтому все должны меня уважать и служить мне». Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур предупреждает, что повторение святого имени может пробудить эту вредную анартху, таранга-рангини— желание почивать на лаврах преданного. Следует отдавать себе отчет в том, что преданное служение, которое мы совершаем, не является чистым. Анартхи будут проявляться, и нужно быть настороже, чтобы распознать их вовремя, пока они не успели заглушить лиану бхакти.

Для того, чтобы росток преданного служения развивался, в равной мере требуются и солнечный свет, и вода, и прополка, и удобрение, и должная охрана. В первую очередь нужно стараться ежедневно слушать о Кришне—это как вода для лианы преданности. Когда мы стараемся слушать о Кришне, на сердце льется поток бхакти, и чем шире мы открываем сердце навстречу этому потоку, тем сильнее он его заполняет. Естественно, слушать нужно от того, у кого есть бхакти.

Когда мы слушаем о Кришне, это помогает нам помнить о Нем. В одной из своих лекций Шрила Прабхупада говорил, что начало всему—шраванам, слушание, за ним следует киртанам, воспевание, ну а памятование, вишну-смаранам, проявляется само собой благодаря первым двум процессам. «Тот, кто хорошо слушает, может хорошо повторять, а тот, кто слушает и повторяет, сможет и помнить».

Благодаря Шриле Прабхупаде у нас есть удивительная наука о том, как помнить Кришну. У нас есть прекрасные истории о Господе и замечательные наставления. «Просто повторяйте то, что я вам дал,— просит нас Шрила Прабхупада.—Йаре декха, таре каха ‘кришна ’-упадеша *2—слушайте и рассказывайте другим, не ограничивайтесь одним слушанием». Прабхупада часто цитировал этот стих из «Чайтанья- чаритамриты» (Мадхья, 7.128) и говорил, что мы можем служить Господу Чайтанье, рассказывая всем, кого повстречаем, науку о Кришне, которую узнали из «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Нет пути лучшего, чем этот, для человека, который хочет помнить о Кришне.

Джива Госвами объясняет в «Сандарбхах», что медитировать и размышлять о Господе лучше всего, повторяя святые имена. Господь Чайтанья, давая наставления, говорил, что плоды девяти процессов бхакти можно получить, просто повторяя святые имена Господа. Если мы воспеваем и рассказываем другим то, что услышали о Кришне, приходит памятование, проявляясь и в сердце, и в уме. Цель жизни состоит в том, чтобы помнить о Кришне всегда. Конечно, сосредоточиться на Господе очень трудно для людей, живущих в век Кали.

Шрила Прабхупада говорил, что преданные не должны искать уединения, чтобы вдали от всех стараться помнить о Кришне. Метод, который он нам дал, иной, и основан он на том, что человек, чей ум обуздан, сможет легко помнить о Кришне. Иначе тело будет сидеть неподвижно, а необузданный ум не даст сосредоточиться на джапе. Такой человек даже слушать не в состоянии, что уж говорить о памятовании! Шрила Прабхупада отлично это понимал, и поэтому объяснил нам, как можно сосредоточить ум на Кришне—слушать, а затем повторять то, что услышали.

Не надо быть крипаной—нищим, который не ведает о своем богатстве и не использует его во благо. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что брахман, который обретает знание, но не использует

Навигация:

Страница 30
Страница 29
-- Страница 28 --
Страница 27
Страница 26