Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 27 ------

Мукунда Госвами - Трансцендентные качества Джаянанды - Страница 27

обусловленная душа никогда не сбросит оковы материального рабства. Помочь нам освободиться от материальных пут может преданное служение Господу, или метод сознания Кришны. Кришна, повелитель неодолимой иллюзорной энергии, может приказать ей освободить обусловленную душу. Отдавая такой приказ, Он являет предавшейся Ему душе Свою беспричинную милость. Господь движим чувством отеческой любви к живым существам, которые изначально являются Его возлюбленными детьми. Итак, единственный способ выйти из-под власти неумолимых законов материальной природы — это предаться Господу и служить Его лотосным стопам. Примечательно также употребленные в этом стихе слова мам эва. Мам ("Мне") означает только Кришне (Вишну), а не Брахме или Шиве. Хотя Брахма и Шива необычайно возвышенные существа, находящиеся почти на одном уровне с Господом Вишну, но, будучи повелителями раджо-гуны (страсти) и тамо-гуны (невежества), они одвластны майе и потому не способны освободить обусловленную душу из ее когтей. Только Вишну, владыка иллюзорной энергии, может вызволить душу из ее плена. Это подтверждается в Ведах (“Шветашватара-упанишад”, 3.8): там эва видитва — обрести свободу можно, только познав Кришну. Даже Господь Шива подтверждает, что получить освобождение можно только по милости Господа Вишну: мукти-прадата сарвешам вишнур эва на самшайах — "Нет никаких сомнений в том, что освобождение каждому существу дарует Господь Вишну".

Лекция Его Святейшества Мукунды Госвами

Этот стих очень важен, поскольку напоминает нам о вечном принципе, согласно которому никто не может освободиться от материальной природы, пока не предастся Кришне. Материальная природа описывается здесь как "непреодолимая". Ее невозможно преодолеть.

Предпринималось множество попыток освободиться от материальной энергии. В материальной жизни люди иногда пытаются даже оставить свои тела, совершив самоубийство, или же убегают от цивилизации в лес. Иногда они пробуют практиковать своего рода медитацию, являющуюся, по своей сути, материалистической. Или же люди стремятся уйти в работу, достичь успеха в какой-нибудь практической деятельности. Например, стать виднейшей личностью в науке, политике, искусстве или философии каким угодно образом. Но это, на самом деле, не приносит освобождения.

И в духовной сфере люди также пытаются бесчисленными ложными способами преодолеть материальную энергию. На каждую духовную личность, способную освободить нас, приходится тысяча шарлатанов. Шрила Прабхупада упоминает здесь, что невозможно освободиться, когда сам связан: связанный неспособен освободить другого связанного. Связанному необходимо встретить того, кто свободен. Но такая личность исключительно редка. Встретивший такую несвязанную личность очень удачлив. Исключительно удачлив тот, кто после долгих скитаний в виде обусловленной души по разным местам материальной вселенной встречает того, кто несвязан, духовного наставника, способного передать сущность преданного служения. Когда посеяно семя преданного служения, начинается рост лианы бхакти. Великая удача — встреча с истинным духовным учителем. Благодаря ему можно увидеть выход из материального рабства.

Люди, практикующие духовность, применяют множество ошибочных способов медитации, различные формы поклонения в разных религиях. Даже люди в ведической традиции поклоняются непроявленному или имперсональному аспекту Господа. Так что везде люди связаны. Даже несмотря на то, что люди, живущие по ведическим обычаям в Индии, гораздо более продвинуты, чем мы здесь, в западных странах, они также введены в заблуждение, полагая, что первичное имперсонально. Они пытаются развиваться в рамках такой незаконченной системы освобождения. В известном стихе десятой песни "Шримад-Бхагаватам" говорится, что невозможно на самом деле обрести освобождение, пока не достигнута свобода от медитации на имперсональный аспект Господа, или Кришны.

В материальной области влияние трех модусов (гун) материальной природы так сильно, что ими она сковывает каждого. Поэтому Шрила Прабхупада обсуждает в комментарии тему нашей естественной духовности. Кришна говорит: "Я есть начало всего, как материального, так и духовного". Изначально мы духовны, но покрыты материальным. Если маленькую искорку накрыть одеялом, она погаснет и утратит свою силу, поскольку не получает достаточно кислорода. Подобным же образом и духовная душа настолько могущественна, что может давать жизнь всему нашему телу от рождения и до момента начала развития следующего тела. Но и майа сильна, укутывая своим "покрывалом" нашу душу, она вынуждает нас терять свободу подобно искре, которая "затухает", лишившись кислорода. Майа настолько мощна, что даже великие святые, возвышенные самореализованные личности молились, чтобы не пасть ее жертвами.

В ведической литературе есть много примеров и историй, в частности, описанных в "Шримад-Бхагаватам", о том, что высоко продвинутые личности, действительно развившие любовь к Господу, стали жертвами майи. Один такой святой, великая душа, Бхарата Махараджа, будучи благородной и мягкой личностью, попытался защитить беспомощного олененка, мать которого умерла. В конце концов, он очень привязался к нему. Когда неожиданно пришла смерть, он с любовью думал об этом животном, в результате чего стал жертвой иллюзии. Так что можно стать жертвой даже

любви.

Далее в комментарии Шрила Прабхупада цитирует высказывание Господа Шивы: "Освободиться можно только поклоняясь Кришне". Пример этому есть в "Шримад-Бхагаватам", когда Господь Шива был повержен Кришной в Его прекрасной форме Мохини-мурти. Случилось, что Шива появился на том месте, чтобы привлечься этой формой. Могло показаться, что он покрылся иллюзией, устремившись за прекрасным женским образом Господа Кришны. Кришна в этой Своей форме провел его по местам, где в хижинах медитировали многие великие святые, отшельники. Они увидели, как кто-то, выглядящий как Господь Шива, бежит, обуреваемый похотью, за прекрасной женщиной. И

Навигация:

Страница 29
Страница 28
-- Страница 27 --
Страница 26
Страница 25