Я оставлю ее, если не обрету Твою милость. Жизнь у Радха-кунды и во Вриндава-не бессмысленны для меня. Даже Сам Кришна не нужен мне без Тебя, не говоря уже о Вриндаване.
О Шримати Радхарани! Ты единственная цель моей жизни. Пожалуйста, будь милостива ко мне. Рыдая в великом горе, я обнимаю в своем сердце Твои лотосные стопы и умоляю позволить мне служить Тебе с любовью. Пусть «Вилапа-кусуманджали» доставит Тебе хоть немного удовольствия».
«Я молю служанок Шримати Радхики (таких как Рати Манджари), чьи шмели сердец вечно опьянены нектаром прекрасных, как лотосы, стоп Радхи и Кришны; они рыдают, и волосы на их телах встают дыбом от блаженства любви к Божественной Чете; они горько плачут, если что-то не дает им служить повелителю и повелительнице их жизни, — я молю их явиться моему взору» («Вриндавана-махи-
мамрита»).
«На берегу Радха-кунды есть прекрасная беседка из золота, жемчуга и драгоценных камней. Почитая все прочее неважным, Божественная Чета приходит сюда и наслаждается веселыми играми любви. Как два верховных советника трансцендентной любви, Радха и Кришна умащают Свое царство счастьем. Я вечно поклоняюсь этой прекрасной роще на берегу Радха-кунды» («Враджа-виласа-става»).
Шри-Шри Гандхарвика-Гиридхари ки джай! Шрила Рагхунатха Даса Госвами ки джай!
Сладостное прославление Радха-
кунды
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
14. Шива Мандир
Вернитесь на Радха-кунда парикрама марг, сверните вправо и пройдите метров пятнадцать. На возвышенности слева от марга вы увидите маленький красный каменный храм Господа Шивы. Махадева обитает там, защищая Радха-кун-ду с севера.
Милосердие — качество, присущее всем вайшнавам. Они проявляют его, предоставляя обусловленным душам возможность служить Радхе и Кришне и развивать любовь к ним. Господь Шива — величайший вайшнав, и он очень милостив. Будем же молить милостивого Господа Шиву дать нам возможность выразить Радхе и Кришне нашу любовь. Рагхунатха дас Госвами прославляет Гопишвару (знаменитое Божество Господа Шивы во Вриндаване) во «Врад-жа-виласа-ставе>> вот в таком стихе:
«Желая скорее обрести сокровище нежных объятий Кришны, многие прекрасные нежные гопи с преданностью поклонялись Господу Шиве. Я каждый день поклоняюсь Го-пишвара-тиртхе на берегу Ямуны, где гопи с радостью проводили свое богослужение».
Шри Махадева ки джай!
15. Радхарамана Мандир
Вход в Радхарамана Мандир — рядом с Шива Мандиром, описанным в предыдущем пункте, на возвышенности слева от вас. В 1879 году здесь были установлены Божества Шри Радхарамана и Шри-Шри Ревати-Баларамы. Изначальному Божеству Радхараманы, которое Само проявилось из шала-грама Гопалы Бхатты Госвами, и по сей день поклоняются во Вриндаване возле Нидхувана.
Интересно заметить, что бхаджана кутир Гопалы Бхатты расположен прямо напротив этого храма, всего в ста метрах к югу, на другом берегу Радха-кунды. После ара-ти Радхарамане враджаваси обычно поют:
меро радха рамана гиридхари меро радха рамана гиридхари
гиридхари шйама банавари
гиридхари шйама банавари
«Мой Господь — Радхарамана (возлюбленный Радхи) и Гиридхари (поднявший Холм Говардхана)! Цвет лица Гиридхари — черно-синий, и Он живет в лесу Вриндавана!»
Шри-Шри Радхарамана ки джай! Шри Гири-Говардхана ки джай!
16. Площадка Раса Манд ала
Прямо напротив Радхарамана Мандира — круглое цементное возвышение, называемое раса мандала. На самом деле это сцена на открытом воздухе. Она и множество подобных ей площадок были построены во Вриндаване Нараяна Бхат-той Госвами и его последователями.
Нараяна Бхатта был брахманом из Южной Индии, искусным в кала кендрах (музыкальной драме, пении, танце и т. д.). Он писал драмы, прославляющие игры Радхи и Кришны. Строго воспитанные маАъчикм-враджаваси из брахманических семей исполняли роли Радхи, Кришны и гопи. На этих круглых площадках, или раса мандалах, шли представления раса хилы для удовольствия и очищения публики.
Сладостное прославление Радха-
кунды
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
К счастью, такие представления раса хилы проходят во Вриндаване до сих пор. Где бы мы ни увидели раса ман-далу, мы должны почтительно поклониться и вспомнить о блаженных, полных расы играх Божественной Четы, Радхи-Мадхавы.
«Всякий, кто с верой слушает или описывает веселые игры Шри Кришны и юных гопи Вриндавана, обретет чистую преданность Господу. Таким образом он станет рассудительным и преодолеет вожделение, недуг сердца» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.39).
шри-раса-мандала джайа, джайа радха-шйам джайа джайа раса-хила, сарва-манорама шйамакунда, радхакунда, гири-говардхан шри-говинда, гопинатха, мадана-мохан
17. Радха-Говинда Мандир
Обойдите раса мандолу справа по тропе парикрамы, слева от вас покажется дверной проем. За ним — пратибху мурти изначальных Божеств Радха-Говиндаджи Шри Рупы Госвами, которые сейчас находятся в Джайпуре.
Радха-Говиндаджи — сева мурти всех Гаудия вайшна-вов. Шри Шри Радха-Говиндаджи вдохновляют и просветляют всех искренних преданных на пути према-бхакти. Они милостиво принимают наши подношения и в ответ благословляют нас Своей любовью и милостью. Эти Божества Радха-Говинды на Радха-кунде изумительно красивы. Своим чарующим обликом и веселыми шутками Они похитили сердца всех кунда баси (живущих у Радха-кунды).
«О Шри Говинда! Шри Радха — лучший драгоценный камень среди гопи Враджи. Прекрасные, подобные лотосам,
стопы Радхи дороже Тебе, чем МИЛЛИОН сердец. О Господин полубогов! Я вновь и вновь молю Тебя: пусть Шримати Радхи-ка возьмет меня в служанки, слркение Ей исполнено неувядающей изумительной расы» («Радха раса-шудха-нидхи»).
«Пусть пыль со стоп гопи станет единственным твоим смыслом существования. Пой: «Радха-Говинда!» Почувствуй, как освежающа и умиротворяюща жизнь во Врадже, и в своей вечной духовной форме просто воспевай: «Радха-Говинда!» («Гитавали», Тхакур Бхактивинода).
Шри Шри Радха-Говинда Дева ки джай!
18. Джибья Мандир (язык Гирираджи)
Выйдя из храма Говиндаджи,