омовение. Шрила Прабхупада часто критиковал глупцов и негодяев, которые неверно толкуют «Бхагавад-гиту». «Когда значение слов Кришны прямое и ясное, оно не требует толкования негодяев-материалистов», — так говорил Прабхупада. Когда Кришна говорит, что Ему надо предложить немного воды, Он ясно говорит об обычной воде — не о молоке, апельсиновом соке или какой-то другой жидкости. Таким же образом прямое значение слова омовение— «полное погружение тела в емкость с жидкостью».
Шрила Прабхупада не говорит, что надо омываться, просто побрызгав немного воды на голову. Не говорит он и того, что надо взять ведро воды из Радха-кунды и омыться в уединении, как утверждают некоторые люди. Когда Прабхупада говорит: «Он должен омыться в кунде», — он непосредственно подразумевает, что человек должен прийти к Радха-кунде и полностью погрузить свое тело в ее священные воды, исполненные премы.
Совершать или не совершать омовение — это не вопрос для философских споров. Если бы Шрила Прабхупада желал дать всем преданным наставление не омываться в Радха-кунде, он мог бы серьезно заявить об этом в одной из своих книг. Но он этого не сделал. Не пересматривал он и комментарии ни к одному из множества изданий «Нектара Наставлений», где он неоднократно поощряет омовение в Шри Радха-кунде.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы не только его ученики омывались в Радха-кунде, но чтобы каждый пришел и обрел милость Шримати Радхарани. Однажды Шрила Прабхупада издал «Нектар Наставлений» стотысячным тиражом, чтобы донести до обычных людей непревзойденную славу Радха-кунды.
«Омывшись в Радха-кунде, человек становится очень дорог Господу Шри Кришне» («Хари-бхакти-виласа»).
«Из своей величайшей милости к людям, чтобы позволить им вкусить Свою сладость, Радха и Кришна стали двумя озерами. Сияя от счастья, преданные омываются в них. Я думаю, что эти два озера — любовь Божественной Четы, и самые удачливые омываются в ней. И поскольку омовение в этих озерах подобно омовению в трансцендентной любви Шри Радхи и Шри Шьямы, они носят имена Божественной Четы» («Враджа-рити-чинтамани»).
Глава 7. Омовение в Радха-кунде
Умонастроение и способ омовения
Нет среди ичарьев Гаудия вайшнавов ни одного, кто призывал бы не омываться в Радха-кунде. Следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, который Сам раскрыл местонахождение Радха-кунды и омылся в ней, все Его последователи поддерживают эту традицию. Шри Рагхунатха дас Госвами, «капитан Радха-кунды», подал пример всем будущим сад-хакам, омываясь в Радха-кунде трижды в день. Что же говорить о простых людях? Дас Госвами даже устроил пологие спуски к водам Радха-кунды и Шьяма-кунды, чтобы коровы, буйволы и другие животные тоже могли омыться в озере любви милостивой Радхи.
Перед тем как приблизиться к Радха-кунде, человек должен осознать Ее трансцендентную славу и положение. Получив благословение своего духовного учителя, необходимо сначала обойти Радха-кунду и Шьяма-кунду. К слову сказать, Шрила Рагхунатха дас Госвами всегда совершал дандаваты, обходя Радха-кунду.
Исходя из своих средств, человек может поклоняться Радха-кунде, предлагая ей пуджу и арати так же, как Самой Шримати Радхарани. Благовония, светильник на масле гхи, цветы, сладости и злаки — все это можно предлагать. Слушайте о нектарной славе Радха-кунды, а затем предлагайте молитвы Шри Гуру и Гауранге, Радхе и Кришне и всем вайшнавам (см. Главу 9 «Молитвы»). Эту шлоку из «Враджа-виласа-ставы» можно петь в качестве пранамы Радха-кунде на мелодию «Шад-госвами-аштаки»:
душтаршита-вадхе свайам самабхават, кришнангхри-падмад идам
спхитам йан-макаранда-виштритир иба,
риштакхйам шитам сарах сопанаих париранджитам прийатайа,
шри-радхайа каритаих
премналингад ива прийа-сара идам,
тан нитйа нитйам бхадже
«Когда был убит демон Ариштасура, от удара лотосной стопы Кришны возникло огромное озеро Аришта-кунда, наполненное нектаром и окруженное ступенями из драгоценных камней. Поскольку это Ее любимое озеро, Шри Радха всегда с любовью обнимает его. Я буду вечно поклоняться Радха-кунде» («Враджа-виласа-става»).
В «Гаури-тантре» говорится: «Садхака, который повторяет восемь слогов Радха-мантры (шрим рам радхи-кайаи сваха), достигнет лотосных стоп Шримати Радхи-ки». Итак, можно повторять эту мантру, медитируя на вечные игры Радха-Мадхавы у Радха-кунды, затем предложить дандаваты и омыться в ней с величайшим смирением и преданностью.
Медленно войдите в кунду и остановитесь, повернувшись лицом к Радха-кунде, если вы в Шьяма-кунде, или к самадхи Даса Госвами, если вы в Радха-кунде. Помолитесь про себя: «О Радха-кунда и Шьяма-кунда, пожалуйста, очистите мое сердце и наполните меня премой, чтобы я мог вечно служить Вашим лотосным стопам во Вриндаване».
Затем трижды окунитесь с головой. Будьте внимательны: ступайте в воде осторожно и не побеспокойте живущих в кунде черепах Шри. После омовения в каждой кунде предложите дандаваты и попросите Радху-Мадхаву простить вам те оскорбления, которые вы волей-неволей совершили.
Глава 7. Омовение в Радха-кунде
Существует несколько мнений о количестве и порядке совершения омовений. Одни говорят, что нужно сначала омыться в Радха-кунде, потом — в Шьяма-кунде, а затем снова в Радха-кунде, потому что наша конечная цель — принять прибежище у лотосных стоп Шримати Радхарани. Другие утверждают, что достаточно одного только омовения в Радха-кунде, потому что ее воды смешиваются с водами Шьяма-кунды.
Чтобы очиститься от греха убийства быка, го-хшпъи, Кришна созвал в Шьяма-кунду все священные реки итиртхи. Пользуясь очистительной силой вод Шьяма-кунды, многие преданные сначала омываются в ней, чтобы вымыть грехи из своего сердца. Затем, с чистым сердцем, они омываются в Радха-кунде, чтобы обрести дар премы.
Радха и Кришна купались в обеих