кундах. И Шримати Радхарани сказала, что дарует Кришна-прему всякому, кто омоется в Шьяма-кунде. Подобным же образом Кришна пообещал благословить PaAxa-прсмой любого, кто омоется в Радха-кунде. Когда Господь Чайтанья обнаружил их, Он сначала омылся в Радха-кунде, а затем в Шьяма-кунде. Главное — омыться в обеих кундах. Если у вас нет личных откровений по поводу омовения, мы предлагаем вам последовать примеру Господа Гауранги.
Нижеприведенные высказывания разных преданных дают представление о том, каким должно быть умонастроение во время омовения в Радха-кунде:
1. «О Шримати Радхарани, мы падшие, деградировавшие и грешные негодяи. Наши тела — не говоря уже об умах — грязны и полны скверны. С одной стороны, мы не вправе осквернять Твое самое любимое озеро, исполненное премы, своими нечистыми телами и порочными умами. Но по-
скольку мы столь падшие и заблудшие, то нуждаемся в Твоей милости. Будь милостива к нам, Шримати Радхарани. Пожалуйста, позволь нам омыться в Твоей кунде, очисти наши сердца и позволь нам служить Твоим лотосным стопам».
2. «О Шри Радха и Шри Шьяма, пожалуйста, очистите мое
сердце. Пожалуйста, наполните меня чистой любовью к
вечному служению Вам в прекрасных рощах Шри Вринда-
вана-дхамы».
3. «Мы совершаем омовение только для того, чтобы доста
вить удовольствие Радха-Мадхаве особенно Шри Кришне,
который очень привязан к Радха-кунде. Не должно быть
места эгоистическим мыслям об удобствах или температу
ре воды. Давайте просто совершим здесь омовение, чтобы
доставить удовольствие Радхе и Кришне побрести Их ми
лость и любовь».
4. «Я всегда думаю о милости Радхи, ибо Кришна сказал Рад
хе, что всякий, кто омоется в Ее кунде, обретет Его милость,
и Радха ответила, что каждый, кто омоется в Шьяма-кунде,
обретет Ее милость. О Шримати Радхарани, я вечно жажду
Твоей милости. Пожалуйста, пролей на меня Свою милость,
чтобы я всегда мог помнить Тебя и Кришну».
5. «В пятой шлокс «Радха-кундаштакам» Дас Госвами гово
рит, что лишь однажды омывшись в Радха-кунде, можно
стать цветком на лиане любви к Кришне. Этот цветок —
служанка прекрасных, как лотосы, стоп Шримати Радхара
ни. Она становится служанкой Шри Радхи и через Нее слу
жит Кришне. Совершая здесь омовение, мы обретем Радха-
дасъю (манджари бхаву), которую сравнивают с цветком
на лиане, обвившей ствол дерева К-ришна-премы».
Глава 7. Омовение в Радха-кунде
6. «О Шримати Радхарани, я предаюсь Тебе и прошу у Тебя
прибежища, омываясь в Радха-кунде. Мое единственное
желание — стать Твоей верной служанкой».
7. «Я совершаю омовение в Радха-кунде, чтобы обрести не
обходимые качества и увидеть игры Радхи-Кришны, опи
санные в последней шлоке «Радха-кундаштакам». Воды Рад
ха-кунды напоены ароматом четырех видов лотосов.
Растворившись в экстазе супружеской любви, Радха-Мадха-
ва весело играют в воде, а сакхи с любовью служат Им. Воз
нося молитвы и уповая на милость вопреки всему, мы омы
ваемся в Радха-кунде с желанием увидеть эти игры и вечно
служить Радхе и Кришне вместе с сакхи в умонастроении
манджари».
шъяма-кунде радха-кунде снана кари` кабе джудаба парана
«Когда же, омывшись в Щьяма-кунде и Радха-кунде, я достигну того уровня, когда смогу посвятить всю мою жизнь и душу служению Радха-Говинде?» («Прартхана»).
Жизнь у Радха-кунды
«Только по милости Рагхунатхи даса Госвами появилась возможность жить у Радха-кунды» («Бхакти-ратнакара»).
«Некоторые великие души могут жить на берегу Шри Радха-кунды, любимого озера Шри Радхи, потому что в предыдущих жизнях они поклонялись прекрасным лотосным стопам Шри Гандхарвы и Ачьюты (Радхи и Кришны) с никогда не увядающей сладостью духовной любви в сердце. Эти возвышенные преданные — мои жизнь и душа» («Вра-джа-виласа-става»).
«...Несомненно, те, кто практикует преданное служение на берегах Радха-кунды, — самые удачливые люди во вселенной» («Шри Упадешамрита», 10).
В своих комментариях к стихам 9-11 «Шри Упадеша-мриты» Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивает важность жизни у Радха-кунды:
«Возвышенные преданные предпочитают жить у Радха-кунды, потому что здесь непрерывно проходят сокровенные любовные игры (рати-виласа) Радхи и Кришны. Кто же в таком случае оставит Радха-кунду и согласится жить где-то в другом месте? Ни один человек, чей разум поглощен трансцендентным, не пойдет на это. Таким образом, конечная цель каждого, кого интересует сознание Кришны,— принять прибежище Радха-кунды и посвятить всю свою жизнь преданному служению возле нее.
Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что Радха-кун-¦да—самое важное место для тех, кто желает совершенствоваться в преданном служении в умонастроении сакхи и манджари Шримати Радхарани». «...Здесь также рекомендуется поселиться на берегу Радха-кунды, полностью погрузившись в любовное служение Господу. Нужно каждый •день совершать омовение в этом озере и отбросить все свои Материалистические воззрения, найдя прибежище у Шри Радхи, ее подруг и служанок гопи».
«...Кто же откажется жить у Радха-кунды и в духовном теле, переполняемом экстатическими эмоциями преданности {апракрита-бхава), с любовью служить Божественной Чете, Шри Шри Радха-Говинде, которые поглощены Своей ашта-калийа лилой, Своими вечными ежедневными играми...?» («Шри Упадешамрита», 10).
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Если человек на протяжении всей жизни практикует
Глава 7. Омовение в Радха-кунде
преданное служение таким образом, то оставив тело, он вернется назад к Богу, чтобы служить Радхарани так же, как и в медитации во время жизни на берегу Радха-кунды. Отсюда следует, что жизнь на берегу Радха-кунды и ежедневное омовение в ее водах и есть высшее совершенство преданного служения».
Конечно же, эти утверждения Шрилы Прабхупады не означают, что преданным всего мира следует бросить все и переселиться к Радха-кунде. Но они, вне всякого сомнения, указывают на