то, что Радха-кунда — важнейшее из мест служения. Если по милости гуру и Гауранги преданный получает там служение, это означает, что он очень и очень удачлив.
Ничто не происходит случайно. Возможность жить и выполнять служение у Радха-кунды — это дар Самой Радхарани и Ее представителя, Шри Гуру. «Шрила Рупа Госвами советует даже тем, кто не может постоянно жить на берегу Радха-кунды, хотя бы омыться в озере столько раз, сколько выпадет такая возможность. Это самый важный элемент практики преданного служения» («Нектар наставлений», 11, комм.).
Итак, ачарьи дают наставления жить у Радха-кунды и омываться в ней. Если нет такой возможности, то нужно регулярно посещать кунду и омываться в ней «столько раз, сколько это возможно». Вот история, которая показывает, что, вероятно, вскоре многим преданным ИСККОН может быть предоставлена возможность жить и заниматься служением у Радха-кунды.
Как-то раз один из учеников спросил Прабхупаду: «Шрила Прабхупада, возле Радха-кунды есть уменьшенные копии всех основных храмов Вриндавана. Можно и нам построить копию храма ИСККОН, Кришна-Баларам Мандир, на берегу Радха-кунды?»
«Да, это хорошая мысль, — ответил Шрила Прабхупада — Вы можете сделать это когда угодно. Земля стоит недорого. Вы можете организовать ашрам.. И что вы там будете делать?»
«Проповедовать!» — ответил ученик.
«Нет, Радха-кунда не место для проповеди. Радха-кун-да — ЭТо место для наслаждения! — сказал Шрила Прабхупада. Помолчав немного, Шрила Прабхупада улыбнулся и добавил: — Это хорошая мысль».
«Это озеро — мой вечный дом. Радха-кунда — все для друзей Радхи. Радха-кунда наполнена славой любви Радхи к Кришне. Кришна любит Радха-кунду так же, как и Саму Шримати Радхику. И я молю, чтобы подруга Лалиты, Радха, вечно наслаждалась играми у этого озера перед моим взором» («Ставали»).
Шри Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джай!
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Глава 8
ПАРИКРАМА ПО РАДХА-КУНДЕ
Чтобы добраться до Радха-кунды, идите по дороге из Чатикары во Вриндаване до Т-образного перекрестка. Если свернете влево — выйдете к Манаси-Ганге и городку Го-вардхана, а если вправо — попадете прямо к Радха-кунде. В десяти минутах ходьбы от этого перекрестка по левую руку от вас должна быть больница.
Если идти дальше, еще какое-то время спустя по левую сторону дороги вы увидите храм, над входом в который висит вывеска на английском, хинди и бенгали: «Th. Radha Gokulananda Temple» (Храм Тхакура Радха-Гокулананды). Здесь начинается наша парикрама по Радха-кунде. Священные места, расположенные вокруг Радха-кунды, перечислены в нижеприведенном списке, и каждый пункт сопровождается справочным материалом.
1. Тхакура Радха-Гокулананда Мандир
В этом маленьком храме установлены пратибху мурпш Радха-Гокулананды. Изначальные Божества Шри Вишва-натхи Чакравартипады находятся во Вриндаване, в Радха-Гокулананда Мандире рядом с Радхараманджи.
В семнадцатом веке, когда мусульмане напали на Врин-даван, многие из подлинных Божеств Шести Госвами были перенесены к Радха-кунде с целью Их сохранения. Затем Их перевезли в Камьявану и, наконец, в Кароли и в Джайпур в Раджастхане. На берегу Радха-кунды были построены уменьшенные копии больших храмов Вриндавана. В них были установлены пратибху мурпш (экспансии изначальных Божеств, неотличные от Них), чтобы прославить пребывание здесь Господа и продолжить поклонение Ему.
По милости Господа живущие возле Радха-кунды могут посещать семь главных храмов Вриндавана, не покидая Радха-кунду. Радха-Мадана-мохана, Радха-Говинда, Радха-Гопинатха, Радха-Дамодара, Радха-Шьямасундара, Радхара-мана и Радха-Гокулананда — все Они здесь.
Может показаться, что изначальные Божества Вриндавана покинули Враджа-дхаму, однако следует понимать, что Они вечно пребывают здесь. Они всегда играют здесь и даруют преданным Свой божественный даршан. Игры Господа непостижимы, и воля Его неоспорима. Никто не сможет остановить Господа, если Он пожелает покинуть Вринда-ван, как в случае с Гопала Раджей (Шри Натхаджи), ушедшим в Раджастхан. Влекомый чистой любовью преданных Раджастхана, Господь Гопала из тенистых рощ Враджи ушел в пустынные пески Раджастхана.
Таким же образом возлюбленные Божества Шри Рупы Госвами, Радха-Говинда, ушли в Джайпур. Теперь на мангала арати Им ежедневно поклоняются десять тысяч преданных. Радха-Дамодара, возлюбленные Божества Шри Дживы Госвами, по Своему желанию ушли в Джайпур, где пробыли семьдесят лет. Затем Божества вернулись на короткое время во Вриндаван, прежде чем снова уйти в Джайпур, где Они и находятся последние двести пятьдесят лет.
I
Сладостное прославление Радха-
кунды
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
Мы обращаемся ко всем
с просьбой о пожертвовании
Преданные должны жертвовать ликшми на поддержание этого и всех остальных священных мест, которые мы посетим во время нашей парикрамы. В ведических шастрах утверждается, что, придя к садху (святому) или в храм Господа Шри Кришны, человек должен сделать пожертвование. Подношение может быть скромным и состоять из злаков, фруктов, сладостей или овощей, а может представлять собой и большие суммы денег.
Пренебречь этим ведическим предписанием и не пожертвовать ничего означает совершить оскорбление. «Тот, кто обладает одними лишь книжными познаниями и не желает следовать предписаниям шастр, не может считаться добродетельным человеком» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.31, комм.). Один разгневанный пуджари-враджаваси так изложил мне свои мысли на этот счет:
«Махарадж, западные преданные тратят около сорока тысяч рупий на одни только билеты, чтобы прилететь во Вриндаван из Америки или Европы, так ведь? Они тратят эти деньги, чтобы увидеть изначальные Божества Вриндавана: Говиндаджи, Дамодару, Радхараманаджи и других. Их главное занятие здесь — это получение даргиа-на, омовение в Ямуне и Радха-кунде и парикрама вокруг Гирираджа.
Но