Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Мадхавананда дас - Джаганнатха - каким его видят гаудия-вайшнавы - Страница 20

захоронения не отмечается и известно только избранным членам Дайитапати. Божества хоронят, укладывая друг на друга, в том же месте, где захоронены все предыдущие Божества. В этот вечер по приказу правительства полностью отключается свет, чтобы никто, даже с отдаленной крыши не мог увидеть Койли Вайкунтху, ибо сказано, что тот, кто увидит эту похоронную церемонию, умрет.

На следующий день, когда на алтаре уже установлены новые Божества, после пятидесяти восьмидневного перерыва возобновляется обычное поклонение. Посетителям не разрешается видеть Господа еще два дня, пока не наступит день перед фестивалем Ратха-ятра. Господь Джаганнатха — это единственное Божество, подвергаемое такой периодической смене тел. Таково одно из многих уникальных и чудесных развлечений Верховной Личности Бога Шри Джаганнатхи.

ДЖАГАННАТХА-ВЕШИ Наряды Господа Джаганнатхи

Одна из уникальных особенностей поклонения Господу Джаганнатхе в Пури — Его разнообразные наряды (веши). Панды, служители Господа Джаганнатхи, наряжают Его так, как ни в одном другом храме Индии. И хотя эта удивительная форма поклонения Господу Кришне в Пури произошла не из традиций от Гаудия-вайшнавизма, преданные Господа Чайтаньи с радостью приходят, чтобы увидеть, как Господь в облике Джаганнатхи наслаждается разнообразными играми.

Джаганнатха — Сам Кришна, а Кришна есть аватари: Он не инкарнация, а изначальный источник всех инкарнаций. «Шри- мад Бхагаватам» объясняет, кришнас ту бхагаван свайам — «Кришна есть Изначальная Верховная Личность Господа».10 Аналогичное утверждение о Господе Джаганнатхе приводится в пятьдесят восьмой главе Уткала-Кханды «Сканда-пураны»:

тат пхалам палате мартйа дришта шри пурушоттама дасаватара самджнасйа катитах путра те майа

«Плоды, которые дарует созерцание всех десяти инкарнаций Господа, можно легко обрести, лишь один раз увидев Шри Пурушоттаму, Господа Джаганнатху». Поэтому Шри Пури иногда также называют Дасаватара-кшетра, обитель десяти инкарнаций.

Иногда Господь Джаганнатха, помимо своих традиционных ежедневных нарядов, принимает облик одной из десяти инкарнаций Вишну. Кроме того, в течение года Ему время от времени предлагают и другие необычные наряды. У Господа Джаганнатхи есть две группы слуг, которые одевают Его. Те, кто отвечает за обычные повседневные наряды, зовутся пушпалака, а те слуги, которые украшают Господа особыми нарядами в дни праздников, зовутся шрингари. Ниже приводится краткое описание некоторых из веги Господа Джаганнатхи в Пури.

Повседневные веши

• Цемеди-веша: Каждое утро перед мангала-арати Господа Джаганнатху одевают в хлопчатое сари. Оно называется цемеди-веша.

• Тадапа-веша: Для принятия утреннего омовения Господа Джаганнатху одевают в хлопчатую накидку оранжево-белой расцветки размером 16x4 фута, называемую тадапа-веша.

• Утари-веша: Утари означает чадар, накидка. После утренней даршаны Господа Джаганнатху закутывают в шелковую накидку длиной 24 фута.

ша состоит из гита-говиндам кхандуа и восьми цветочных украшений.

Гита-говиндам кхандуа — это полотнища из красного шелка длиной 12 футов, которые обертывают вокруг головы каждого из

• Божеств. На этих полотнищах написаны строки из «Гита-говинды» Джаядевы Госвами. Господу Джаганнатхе очень дорога «Ги- та-говинда», поэтому каждый вечер Его одевают в бара-шринга- ра-вешу и декламируют «Гита-говинду» ради Его удовольствия. Восемь цветочных украшений называются:

— чандрика алака-панти: сделанное из цветов украшение на лбу (алака);

— пушпа-тилака: тилака из цветочных гирлянд на голове Господа Джаганнатхи;

— карапаллаба: украшения, символизирующие руки и пальцы Господа, сделанные из ароматных листьев дайана и различных цветов;

— макара-кундала: сделанные из цветов ушные серьги в форме акул;

— падака: украшение вокруг сердца Господа Джаганнатхи, размером около 18 дюймов;

— гуна и джхумпа: сделанные из цветов носовые украшения;

— пушпа-мала: Господа Джаганнатху украшают множеством гирлянд. Каждая из них имеет около 12 футов в длину и простирается между обеими Его руками.

— туласи-мала: Господь Джаганнатха носит корону из гирлянд туласи, которые связываются друг с другом и обертываются вокруг бамбукового каркаса.

— Как упоминается в «Панчаратра-прадипе»: «Во Вриндаване во многих храмах, Божества каждый день облачают в одежды определенного цвета — цвета драгоценного камня, который символизирует планету, соответствующую этому дню недели». Тот же простой принцип используется и в

Джаганнатха Пури для различных цветов одежды, используемой в качестве бара-шрингара-веши:

— В воскресенье, день Солнца, Господа Джаганнатху обычно наряжают в веши красного цвета — цвет рубина;

— В понедельник, день Луны, обычно используют наряды белого цвета — цвет жемчуга;

— Во вторник, день Марса, Джаганнатха наряжается в красные или розовые одежды — цвет коралла;

— В среду, день Меркурия, Господа наряжают в зеленое — цвет изумруда;

— В четверг, день Юпитера, обычно используют желтые или золотые одежды — цвет желтого сапфира;

— В пятницу, день Венеры, Господа Джаганнатху наряжают в белое — цвет бриллианта;

— В субботу, день Сатурна, Господь Джаганнатха носит черные одежды, символизирующие цвет темного сапфира.

• Макхамала-веша

После бара-шрингара-веши Господа Джаганнатху одевают в белое одеяние для шайана-лилы, ночного отдыха. Это одеяние называется макхамала-веша.

Особые веши

В дополнение к повседневным вешам, которые ежедневно подносятся Господу Джаганнатхе, в различные дни года слуги также предлагают Ему особые веши. Некоторые из них перечислены ниже:

Месяц ваишакха (апрель-май)

• Чандана-веша: В течение 21 дня чандана-йатры, маленькое

праздничное Божество Мадана-Мохана ежедневно украшают различными нарядами.

Месяц джештха (май-июнь)

• Рукмини-харана-веша: В десятой Песни «Шримад-Бхагава- там» описывается, как Кришна похитил Рукмини и взял ее в жены. В это время Он был одет как могущественный царь. В память об этой лиле Господа, в день шукла-экадаши месяца джештха Божество Мадана-Мохана одевают в царские наряды.

• Хати-веша: Хати означает «слон». В день полнолуния месяца джештха проводится праздник

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18