Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Мадхавананда дас - Джаганнатха - каким его видят гаудия-вайшнавы - Страница 19

священным дару, необходимо наличие всех этих элементов.

4) Дару Баладевы должно быть белого цвета с семью ветвями, растущими от основного ствола. Символы булавы и плуга должны быть ясно различимы на коре. И его тоже должна охранять змея. Дару Субхадры желтого цвета и имеет пять главных ветвей. На его коре есть знаки йони (чрева) и пяти цветков лотоса. Дару Сударшаны узнают по красноватому цвету, трем основным ветвям и знаку диска.

В 1996 году дару Джаганнатхи было обнаружено в маленькой деревне за Кхурдой, рядом с Бхуванеш варом. Участник экспедиции вспоминает; «По мере приближения к месту нас вдохновлял вид трех гор, окружавших этот район, и расположенное поблизости озеро. Все соответствовало описаниям шастр. Проехав по песчаной тропе, мы оказались в заброшенной местности, обитатели которой, казалось, не подозревали о том, что на дворе двадцатый век. Местные жители удивленными глазами смотрели на временное поселение предпринимателей, появившееся для обеспечения сотен паломников. Преданные со всей Ориссы обрушились на их обитель, чтобы увидеть дару Господа Джаганнатхи.

Один восторженный бхакта Джаганнатхи стал показывать нам символы дару. Хотя материалист мог бы запротестовать, сказав, что это просто необычные узлы на коре, а случайный наблюдатель мог и вообще их не заметить, когда нам их показали, то мы смогли ясно различить символы лотоса, булавы, раковины и диска. Поистине, у дерева были все отличительные особенности, о которых мы слышали. Наш проводник показал также три других дерева рядом с дару Джаганнатхи и змеиные норы у его основания. В это время не было видно змей, но он бодро заверил нас, что они выползут вечером. Мы не стали дожидаться вечера, чтобы убедиться в этом».

После обнаружения дерева совершается огненное жертвоприношение с целью получения благословений дебатов, преданных слуг Господа Джаганнатхи. Чтобы срубить дерево, проводится особый обряд. Сначала, Пати Махапатра, потомок брахмана Видьяпати, касается дерева золотым топором. Затем Дайитапа- ти, потомок Вишвавасу, касается его серебряным топором. Золотой и серебряный топоры были размером чуть больше зубочисток. После этого главный резчик по дереву из семьи Махарана, потомок Вишвакармы, касается дерева железным топором. И,

наконец, дерево срубают обычным топором. При проведении церемоний жрецы держат вокруг дерева занавес, чтобы обряд не увидели посторонние. Для создания благоприятного окружения во время рубки дерева декламируются сто восемь имен Господа Нрисимхадевы.

Затем убирают ветви, а ствол оборачивают в ткань и кладут на специальную четырехколесную телегу. Жрецы и другие преданные слуги Господа вручную тянут телегу, начиная долгий путь, обратно в Пури. В 1996 году расстояние этого пути равнялось восьмидесяти километрам. По прибытии в Пури большая толпа ликующих преданных приветствует их киртаном и воспеванием ведических мантр. Затем дару вносят в храм. На протяжении тридцати одного дня, пока скульпторы еще не придали дереву новый облик Джаганнатхи, дару находится в месте, называемом Койли Вайкунтха, рядом с воротами Слона на северной стороне храмового комплекса. Койли буквально означает «кладбище». Именно здесь будут похоронены старые Божества.

Новый облик

Для ваяния Джаганнатхи выбирают трех старших мастеров по дереву. Трое других будут ваять Субхадру, и трое — Баладеву. В дополнение к этим трем есть еще более пятидесяти ассистирующих скульпторов. Мастера по дереву будут находиться на Койли Вайкунтхе в течение двадцати одного дня. В этот период они не покидают храм, и никому, даже главному панде, не позволяется видеть их работу. Во время нахождения на территории Койли Вайкунтхи, им запрещено есть или спать. Обе эти телесные функции выполняются ими в конце дня в другой части храмовой территории. Во время резки у дверей Койли Вайкунтхи двадцать четыре часа в сутки исполняются бхаджаны, а жрецы воспевают ведические мантры.

Смена тела

После завершения ваяния новые Божества выносят на алтарь и ставят лицом к лицу со старыми Божествами. В это время никому не разрешается видеть Их. За три дня до начала фестиваля Ратха-ятры происходит самая важная и тайная церемония нава-калевара. После полуночи, четыре самых старших и старейших члена семьи Дайитапати заходят в алтарь. Их глаза завязаны. Обмотанными тканью руками они забирают у старого Божества то, что называется набхи-брахмой, и перекладывают его в новое Божество. Поскольку никому не разрешается видеть набхи-брахму или касаться его, то никто не знает, как он выглядит или даже каков он на ощупь. Набхи-брахма считается Жизненной Силой Господа Джаганнатхи. Говорят, что если кто-нибудь на него посмотрит, то сразу умрет. Панды рассказывают, что много лет назад один из жрецов взглянул на набхи-брахму и в то же мгновение умер. Это считают одной из величайших тайн Господа Джаганнатхи.

Оплакивание Господа

Замена Божеств считается грустным событием, поскольку старое Божество больше нельзя будет увидеть. Господь Джаганнатха

— это глава семьи Дайитапати, поэтому во время нава-калевары члены этого клана ведут себя так, как будто потеряли своего дорогого родственника. Если в семье кто-то умирает, то местная традиция предписывает членам семьи не бриться в течение десяти дней. Поэтому Дайитапати не бреются с первого дня после ухода поисковой группы. Они также белят свои дома, ибо такова общепринятая практика оплакивания умершего родственника.

После завершения обряда Дайитапати уносят старые Божества и до захода солнца хоронят их где-то на Койли Вайкунтхе. Место

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17