Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Мадхавананда дас - Джаганнатха - каким его видят гаудия-вайшнавы - Страница 22

другое время Господь ежедневно надевает новые одежды, в этот период Джаганнатха носит одну и ту же вешу каждый день.

• Нрисимха-веша: На четырнадцатыйдень светлой половины месяца карттика, Господа Джаганнатху наряжают как Господа Нрисимхадеву.

• Раджа-веша: В полнолуние месяца карттика, когда Кришна совершает Раса-лилу, Божества опять облачают в царские веши, однако теперь вместо лука и стрел Джаганнатха держит флейту.

Месяц маргасирша (ноябрь-декабрь)

• Гходаладжи-веша (Одана шаштхи): Шестой день светлой половины месяца маргасирша называется Одана шаштхи.

Начиная с этого дня и в течение 32 дней холодного зимнего периода, Божествам предлагают белые хлопковые накидки 11

Месяц пауша (декабрь-январь)

• Раджа-веша: В полнолуние месяца пауша, проводится празднование в честь первого установления Божеств в храме. В этот день Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре предлагают пушъя-абхи- шеку, особое омовение в цветах из ста восьми горшков воды и топленного масла. Их облачают в изысканные и очень дорогие одежды и золотые украшения, называемые раджа-веша.

• Макара-веша: Эту вешу - огромную корону, сделанную из туласи, цветочные гирлянды и ушные серьги, Господь надевает в день макара-санкранти.

Месяц магха (январь-февраль)

• Гаджа-уддхарана-веша: Гаджа означает «слон», а уддхара- на - «спасать». Эта веша прославляет л илу спасения Господом слона Гаджендры12 Господа украшают руками и ногами, сделанными из сола. Когда Господь Джаганнатха одет, панды кладут перед Ним маленькие изображения слона и крокодила, которые сражаются друг с другом в воде. Господь наряжается в эту вешу в полнолуние месяца магха.

• Падма-веша: В течение пяти дней между новолунием месяца магха и васанта-панчами, Джаганнатха носит лотосовую вешу, сделанную из бумаги, тесьмы и сола. В период этой веши Господу подносят особый пудинг.

НАБХИ-БРАХМА «Жизненная сила» Господа Джаганнатхи

Рассказ о Господе Джаганнатхе и Ратха-ятре был бы неполным без обсуждения темы набхи-брахмы. Набхи-брахма называется также брахмападартха и считается «жизненной силой» Господа Джаганнатхи. Его природа и история покрыты тайнами и легендами. Слово набхи означает «пупок». Во время нава-кале- вары четыре самых старших жреца кладут этот предмет в углубление, вырезанное в животе Господа Джаганнатхи, где есть маленькая деревянная дверца. Даже жрецы, которые перекладывают набхи-брахму из тела старого Божества в новое Божество, не могут точно сказать, что это такое. [Как объяснялось в главе «Нава-калевара», им не разрешается смотреть на него или даже чувствовать его. При перекладывании набхи-брахмы у жрецов завязаны глаза, а руки обмотаны тканью.] Мы хотели немного рассказать о набхи-брахме для блага наших любознательных читателей.

Мы знаем только об одном авторитетном упоминании набхи-брахмы, которое встречается в молитвах Шрилы Санатаны Госвами, обращенных к Господу Джаганнатхе в его «Шри Шри Кришна-лила-ставе»:

прапхулла-пундарикакша

лаванаддхи-татамрита

гутикодара мам пахи нанабхога-пурандара

«Твои очи — словно полностью распустившиеся лотосы! Ты — нектар на берегу соленого океана! Ты хранишь священный камень (Шалаграма-шилу) в животе — гутика-удара О наслаждающийся разнообразием подносимых Тебе яств! Пожалуйста, защити меня!»

Шрила Санатана Госвами описывает Господа Джаганнатху как гутика-удару — буквально «имеющим в животе камень или Шалаграма-шилу». Однако есть много разных мнений в отношении того, откуда появился гутика, и из чего он состоит.

Разные мнения

Похоже, что в Ориссе у каждого ученого и бхакты есть свое мнение по поводу набхи-брахмы. Согласно наиболее популярным мнениям набхи-брахма — это: (1) особый голубой сапфир с выгравированной на нем Вишну-янтрой, (2) кусок изначального Божества Господа Джаганнатхи, (3) Шалаграма-шила, подаренная королем Непала, (4) зуб Господа Будды или (5) кусочек пупка Господа Кришны, оставшийся после Его ухода из этого мира 5000 лет назад.

По всей видимости, самое популярное объяснение происхождения набхи-брахмы гласит, что это пупок Господа Кришны. Данное представление, похоже, сложилось в пятнадцатом веке вместе с выходом в свет перевода на язык ория «Махабхараты», сделанного поэтом-шякшой Саралой Дасом. Первоначально, версия Саралы кажется авторитетной. В подтверждение его мнения приводят несколько историй из шастр, в которых утверждается, что после завершения Своих проявленных развлечений Кришна, по-видимому, оставил материальное тело. Цитируется рассказ о том, как риши Дурваса Муни благословил Кришну, сказав, что все части Его тела будут неуязвимыми для любого оружия. Единственным уязвимым местом Господа Кришны остались подошвы Его стоп13, куда в конце концов и выстрелил Охотник Джара.14

В этих историях утверждается, что Кришна оставил после Своего ухода материальное тело (чтобы ввести в заблуждение атеистов), но в них нет ни слова в подтверждение той идеи, что набхи-брахма возникла из пупка Кришны. Поскольку Сарала довольно много добавил к первоначальному санскритскому тексту Шрилы Вьясадевы, его версия «Махабхараты» в лучшем случае сомнительна.15 В своем изложении Сарала верно описывает развлечения Кришны при оставлении этого мира.16 Он рассказывает о том, как пришел Арджуна и кремировал тело, оставленное Господом.17 В этом месте Сарала представляет нечто новое, рассказывая, что после того, как Арджуна кремировал тело, осталась небольшой кусок кожи от пупка (набхи) Господа Кришны, который не горел. Небесный голос сказал Арджуне, что нужно опустить набхи в океан. Набхи плавал вокруг всей Индии и пристал к берегу в Пури, где его забрали и поместили внутрь тела Господа Джаганнатхи******

У нас есть достаточные основания не признавать изложение Саралы. В дополнение ко многим вставкам он также дал свое собственное поверхностное понимание того, почему пупок Кришны не сгорел. Он говорит, что это произошло из-за некой греховной реакции, возникшей

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20