Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Мадхавананда дас - Джаганнатха - каким его видят гаудия-вайшнавы - Страница 16

mb ах ceiba). Традиционно обеспечение древесиной для сооружения колесниц было заботой царя Пури. Обширные лесные владения на берегах реки Маханади в центральной Ориссе предназначались для служения Господу Джаганнатхе, а царь и местные раджи оберегали их. Каждый год Гаджапати Махараджа посылал своих людей заготавливать необходимое количество бревен. Так как в то время почти не было подходящих дорог, единственным доступным способом доставить бревна в Пури было сплавлять их по Маханади, а это было возможно лишь в полноводье, во время периода дождей, то есть, почти за год до начала Ратха-ятры. После сплавки бревна высушивались под горячим солнцем Ориссы, и к апрелю были готовы к резьбе.

Даже, когда англичане распространили свою власть на Ориссу в начале 19 века, и царь был лишен почти всех своих полномочий, тем не менее, он по-прежнему считался хранителем священных лесов Господа Джаганнатхи, и ему вменялось в обязанность каждый год готовить древесину для Ратха-ятры. После провозглашения независимости в 1947 году, эта обязанность перешла к правительству штата.

После окончания праздника колесницы разбирают, и древесину используют в качестве топлива на громадной кухне Господа Джаганнатхи. Этой древесины хватает, чтобы топить печи в течение почти девяти месяцев года.

ЦАРЬ ПУРУШОТТАМА ДЕВ

В Индии подметание традиционно считается самой низкой работой, достойной лишь неприкасаемых. Однако в Джаганнатха Пури даже цари с гордостью берут метлу в руки. Это не означает, что цари Ориссы, гаджапати-раджавамша, сродни неприкасаемым. Они берут метлу в руки ради служения Верховной Личности Господа, Джаганнатхе, и потому этот труд столь славен7

Одним из самых знаменитых царей Ориссы был Гаджапати Раджа Пурушоттама Дев (1470-1497) 8, сын Раджи Капиленд- радевы. (1435-1470). Во времена их правления Орисса простиралась от берегов Ганги в южной Бенгалии до реки Годавари (современный штат Андхра-прадеш). Шрила Кришнадас Кавирад- жа Госвами пишет, что именно Махараджа Пурушоттама Дев перенес знаменитое Божество Сакши-Гопала из Видьянагары (Южная Индия) в Катаку (Орисса).9

Однажды во время завоевательного похода в Южную Индию, Махараджа Пурушоттама Дев, возглавлявший войско, прибыл в Канчи. Царь Канчи, Махараджа Саллво Нарасингха, которому была известна слава и могущество Пурушоттама Дева, решил заключить с ним мир. Чтобы сблизить две династии, Саллво Нарасингха предложил Пурушоттама Деву руку своей дочери Шри Падмавати Деви.

Царь Пурушоттама Дев ответил согласием, но свадьба не состоялась, поскольку царь должен был срочно вернуться в Ориссу, чтобы исполнить свой традиционный ритуал во время Ратха-ятры. Он пригласил Саллво Нарасингху посетить Ратха-ятру, и тот с радостью согласился. Вернувшись в Пури, Пурушоттама Дев отдал распоряжение своим советникам организовать в этом году особенно пышное празднование, в честь прибытия царя Саллво Нарасингхи. В конце концов, хотя Саллво Нарасингха не смог прибыть сам, он послал своего советника Чиннубхатту Годарангу.

Чиннубхатта Годаранга был впечатлен царством Махараджи Пурушоттама Дева. Однако когда он увидел, как царь подметает землю перед колесницей Господа Джаганнатхи, то посчитал этот ритуал совершенно недопустимым, роняющим честь кшатрии, и по прибытию обратно в Канчи немедленно доложил об этом Саллво Нарасингхе. Но и тот не смог оценить по достоинству смирение царя Пурушоттама Дева в служении Верховному Господу. Он отправил послание Пурушоттама Деву, в котором заявил., что не может выдать свою дочь замуж за того, кто берется выполнять работу чандал, неприкасаемых.

Когда Пурушоттама Дев получил это письмо, он разгневался, не столько из-за нанесенного ему оскорбления, сколько из-за проявленного пренебрежения к Господу Джаганнатхе. Решив наказать царя Канчи, Пурушоттама Дев собрал свое войско и двинулся на юг. Между ними состоялась битва, но неожиданно Махараджа Пурушоттама Дев потерпел тяжелое поражение. С небольшим количеством оставшихся в живых воинов ему пришлось бежать обратно в Пури.

Угрюмый и подавленный, он переживал горечь поражения. Увидев по пути небольшой ашрам, он остановился там передохнуть. Скромная хижина принадлежала святому Саикатачарье, отреченному домохозяину и великому преданному Господа Др*ка- ганнатхи. У видев печальное лицо царя, Саикатачаръя спросил его

о причине его печали. Царь вкратце рассказал ему о том, что произошло. Тогда Саикатачарья спросил, получил ли царь дозволение от Господа Джаганнатхи, прежде чем отправиться в поход. Царь понял свою ошибку: ослепленный гневом из-за оскорбления, нанесенного Господу, гонимый жаждой наказать оскорбителя, он позабыл вначале испросить благословений Господа.

Когда Раджа Пурушоттама прибыл в Пури, согласно местной традиции он, прежде всего, отправился на даршан Господа Джаганнатхи. Со слезами на глазах, царь взмолился: «Мой Господь, я совершил ошибку, не испросив Твоих благословений прежде чем вступить в бой с царем Канчи. Но я лишь хотел отстоять Твою честь! Саллво Нарасингха совершил великий грех, назвав твоего слугу чандалой. Почему же Ты не защитил мое войско, когда, мы сражались против него?»

Врата храма закрылись, а Махараджа Пурушоттама все стоял в храмовой зале, молился Господу и плакал. В предрассветный час он услышал безмятежный голос: «Почему ты беспокоишься, из-за такой мелочи? Иди, собери своих воинов, а Мы, два Брата, будем сопровождать тебя. Выступай в поход в благоприятный день шри-панчами и не бойся, на этот раз Мы будем на твоей стороне».

Скоро по всему городу разнеслась весть о том, что Господь Джаганнатха и Баларама будут сопровождать войско. Стар и млад, здоровые и калеки — все хотели

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14