храма Аларнатха и подарил ему маленькое Божество Аларанатаха. Это древнее божество было обнаружено одним из пуджари во время раскопок, проводившихся на территории храма. Увидев, что найденное божество имеет практически такую же форму, что и главное храмовое божество, брахманы установили Его на алтарь и стали Ему поклоняться в качестве утсава-мурти, фестивального божества. (Утсава-мурти выносят из храма во время праздников или особых церемоний, как например, обход храма или храмовых территорий. Утсава-мурти имеет меньший размер и считается неотличным от главного Божества, которое, как правило, не покидает алтаря.) Однажды главный пуджари увидел сон, в котором к нему явился Сам Аларнатх и сказал: «Я хочу, чтобы Мне поклонялся Мой дорогой преданный Шри Бхактисиддханта Сарасвати». На следующее утро пуджари вошел в помещение Шри Брахма Гаудия Матха и спросил: «Кто здесь садху по имени Шри Бхактисиддханта Сарасвати?» Преданные привели пуджари к своему Гурудеву и он вручил ему маленькое божество Аларнатха. С того дня божество принимает поклонение от преданных Шри Брахма Гаудия Матха.
14 июля 1931 года Шрила Сарасвати Тхакур установил здесь божества Шри Шри Гопи-Гопинатхи.
19 мая 1934 года во время своего последнего посещения Аларнатха Шрила Бхактисиддханта Сарасвати произнес такие пророческие слова, которые спустя менее, чем 70 лет воплотились в жизнь благодаря духовному подвигу Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Мы должны взять Джаганнатху на борт воздушной колесницы – самолета привести Его в Истборн и Лондон. Тогда там появятся Аларнатх, Гаудиянатх и Гопинатх (Гаудинатх – это Шри Чайтанья Махапрабху, господин гаудия-вайшнавов; Гопинатх – это Шри Джаганнатха или же Шри Шри Гопи-Гопинатх, которому поклоняются в Брахма-Гаудия Матхе.) Мы должны установить божество Шри Чайтаньи Махапрабху повсюду в мире. Иначе человечество не обретет духовного блага».
ИСККОН
В 1996 году в честь празднования столетнего юбилея со дня рождения основателя-ачарьи ИСККОН Шрилы Прабхупады представители Международного Общества Сознания Кришны из Бхуванешвара по инициативе Его Святейшества Шрилы Гоур Говинды Свами начали восстановительные работы на территории древнего храма Аларнатха. Работы включали в себя строительство залы для проведения киртанов, залы для принятия прасада, внишительного размера ворот у главной дороги, ведущей в храм, новой кужни божеств и небольшого храма Господа Шивы, которого считают защитником дхамы (кшетра-пал). Проект был начат 1 января 1996 года. Дело восстановления храма Аларнатха стало последним проектом Шрилы Гоур Говинды Свами, который 9 февраля 1996 года в светлый день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады оставил мир на святой земле Шридхама Майяпура.
Эзотерическое значение образа Аларнатха
В «Чайтанья-чандродая-натаке» (1.1141), написанной вечным спутником Господа Чайтаньи Шрилой Кави-карнапуром, мы встречаем следующий диалог, состоявшийся между Шри Чайтаньей Махапрабху и Адвайтой Ачарьей:
Адвайта: «Какое оскорбление нанес Мукунда?»
Махапрабху: «Как он сам признался Мне в этом, его стал привлекать четырехрукий образ Господа Нараяны. Теперь он поклоняется Господу в этом образе».
Адвайта: «Что же в этом плохого? Пожалуйста, объясни».
Махапрабху: Если Господь желает, Он может принять четырехрукий образ, но Его изначальная форма – двурукая. В священных писаниях сказано: наракрити парам брахма – изначальный Господь имеет две руки. Также сказано: гудхам парам брахма манушйа-лингам – сокровенная и изначальная форма Верховной Личности Бога внешне напоминает человека. Другая цитата из шастр гласит: параматма наракрити - Верховный Господь в Своем изначальном облике имеет две руки и Он напоминает человека».
Адвайта: «О Махапрабху, Ты добр ко мне. Будь же добр и к Мукунде. Он утратил разум из-за совершенного оскорбления. Пожалуйста, помести на его голову две твои лотосные стопы, которые несут прохладу, устраняют яд материальных желаний и одаривают величайшей милостью».
Тогда Шри Чайтанья Махапрабху поместил Свои стопы на голову Мукунде и нежным голосом произнес такие слова: «Верховного Господа Шри Кришну дорого сына Матери Яшоды можно достичь лишь силой любовного преданного служения. Его невозможно достичь тому, кто занят умозрительными размышлениями, тому, кто совершает аскезы и тому, кто считает свое тело самим собой. Дорогой Мой Мукунда, пожалуйста, забудь все эти ложные пути».
Вопрос
Шри Чайтанья Махапрабху всегда пребывает в умонастроении Шримати Радхарани. Он всегда желает видеть Господа Кришну в Его двурукой форме во Вриндаване. Его не привлекает никакая другая форма Господа. Именно поэтому Он отругал Мукунду, когда тот привлекся к четырехрукой форме Господа Нараяны. Возникает логичный вопрос: Если Махапрабху равнодушен к четырехрукому образу Господа, почему же тогда Он каждый год шел в Брахмагири, желая видеть четырехрукого Аларнатха?
Живя в Пури, Чайтанья Махапрабху ежедневно посещал храм Джаганнатхи для того, чтобы видеть Господа Джаганнатху. Однако, раз в год, после проведения снана-ятры (церемониального омовения божества), Господа Джаганнатху уводят в уединенное место для того, чтобы провести некоторые косметические процедуры над Его телом. Этот ритуал продолжается пятнадцать дней и называется анавасара. В течение всего этого периода никто, в том числе Махапрабху, не может видеть Господа Джаганнатху.
Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами пишет о том, что делал Махапрабху в течение этих пятнадцати дней:
Анавасаре джаганнатхер на пана дарашан
Вирахе алаланатха карила гаман
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.122
«Когда Господа Джаганнатхи не было в храме, Шри Чайтанья Махапрабху испытывал глубочайшее чувство разлуки с Ним. Пребывая в этом блаженно-горестном состоянии, Он оставлял Пури-дхаму и шел в место, известное как Аларнатх».
Этот стих «Шри Чайтанья-чаритамриты» говорит о том,