для нас, по милости Прабхупады, — не что иное, как благословения. Но порой даже они непосильны. Так низко мы пали, что нс можем совершать даже такие аскезы. Поэтому наша единственная надежда — милость гуру и Кришны и наши искренние попытки принять полное прибежище в повторении святых Имен:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Обет любить гаятри - мантру
Обратимся вновь к первому обету Рагхунатхи даса Го-свами:
«Даю обет вечно любить своего духовного учителя, гаятри-мантру, святое Имя Кришны, стопы Господа Чайтаньн Махапрабху, Сварупу Дамодару Госвами, Рупу Гос вами, его спутников и старшего брата (Санатану Госвами), холм Говардхан, Ра-дха-кунду, Матхуру, лес Вриндавана, землю Вра-джа, преданных Кришны и жителей Вриндавана».
Мы обсудили его любовь к духовному учителю, Ядунан-дане Ачарье. Вторым номером в списке тех, кого он любит, и того, что пробуждает его любовь ко Вриндавану и Радхе-Кришне, стоит гаятри-мантра. Третьим по списку — святое Имя Кришны. Интересно, почему он говорит о гаятри-мпнтре перед мантрой Харе Кришна? Маха-мантра не то чтобы «более важна», она — важнейшая из мантр, поскольку такова йуга-дхарма. Лишь благодаря повторению маха-мантры мы можем стать сознающими Кришну. Если вы получили только первое посвящение и по той или иной причине не смогли получить второе, вы все равно сможете вернуться домой, к Богу. Маха-мантра крайне важна. Махапрабху хотел утвердить тот факт, что благо от следования всем девяти методам преданного служения можно обрести, просто повторяя святые Имена:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
В «Бхагаватам» утверждается:
Крите йад дхйайато оишпум третайам йаджито макхаих двапаре паричарйайам калиу тад дхари-киртанат
«Тот результат, который достигался в Сатьл-югу посредством медитации на Вишну, в Трста-югу — посредством совершения жертвоприношений, а в Двапара-югу — посредством служения лотосным стопам Господа, в Кали-югу может быть достигнут просто воспеванием маха-мантры Харе Крииша*ш.
Можно понять, почему Рагхунатха дас Госвами вначале говорит о своей любви к гуру. Но почему гаятри-мантра стоит раньше маха-мантры? В чем туг дело?
Ответ очень прост. Да, совершенства и нашей возвышенной цели можно достичь, просто повторяя Харе Кришна, но лишь при условии безоскорбителыюго повторения. В силу нашей прежней обусловленности, материальных желаний и неофитства мы, к сожалению, совершаем множество оскорблений при повторении святого Имени. Простите за горькую правду. Если кто-то думает: «Мое повторение джа-пы почти безупречно, я стараюсь не совершать оскорблений, не думаю, что вообще какие-нибудь совершаю», то где же слезы любви к Господу, непрестанно льющиеся из глаз? Если этого не происходит, значит мы все еще совершаем оскорбления... 120
120 «Ш|1Имад-Кх11гав11Там, 12.3.52.
Омовение сердца
Нам нужно научиться распознавать оскорбления и вырывать их из сердца с корнем. Делать это довольно трудно. Докалывал то, что преданные-неофиты не в состоянии безупречно повторять святые Имена, Чайтанья Махал раб ху Сам намеренно играл роль такого преданного и говорил:
«Мой дорогой Господь, по Своей беспричинной милости Ты поведал всем падшим обусловленным душам славу Своих святых Имен, а л столь неудачлив, что совершаю оскорбления, повторял эти Имена. И потому не могу достичь привязанности к ним*|а|.
Самое большее, на что способен преданный-неофит, — это повторять на уровне нама-бхасы. И поскольку святые Имена необычайно могущественны и милостивы, то при повторении на этом уровне человек, безусловно, получит благо: освободится от последствий своих прошлых грехов. Конечно, это замечательно, но прему вы получить не сможете.
Ачарьи оставили множество рекомендаций относительно того, как практиковать сознание Кришны, очистить сердце от скверны оскорблений и в конечном счете получить потное благо от повторения Харе Кришна. Мы подобны человеку с проблемами пищеварения: он ест. но не получает полного блага от усвоенной пищи. Если бы огонь пищеварения у него был в норме, тогда и благо от пищи было бы потным. 121
121 «Шрн Шикшоштока», 2.
Лет десять назад один доктор осматривал меня и, прощупывал пульс, спросил: «Сколько Вам лет?» — «Мие тогда было пятьдесят пять». — «Хм...
А пищеварение у вас как у восемнадцатилетпего юноши! Если у пас когда-нибудь возникнут проблемы со здоровьем, не волнуйтесь: пока пищеварение в порме, все будет хорошо».
Чтобы очистить сердце и правильно повторять Святые Имена, мы поклоняемся Божествам. Разумеется, мы делаем это по ряду причин, но главная причина, почему Прабхупадп познакомил нас с поклонением Божествам, — это очищение сердца. Когда человек поклоняется Божествам, то, как бы трудно ему ни было, он так или иначе утверждается в гуне благости, сердце его очищается и он получает все благо от повторения святых Имен. Махапрабху прекрасно объяснил это в следующем стихе. Он сказал Пракашананде Сарасвати:
кришна мантра хоите хабе самсара мочана кришна нама хайте пабе кришнера чарана
«Повторяя кршина-мантру (гопал-гаятри ), человек освобождается от пут материального существования. И тогда если он станет повторять кришна-шшу, святое Имя Кришны (мантру Харе Кришна), то достигнет лотоенмх стоп Кришны»122.
Итак, обобщая всё вышесказанное: повторение гаятри-мантры помогает освободиться от пут материального существования (которые препятствуют духовному прогрессу).
122 «ЧдЛт(шьл-чар1ткМ|)1т1»` Ади-лило 7.73.
начать правильно повторять святые Имена и обрести чистую кришна-прему. Таким образом, гаятри-мантра — это большое подспорье. Нельзя сказать, что она абсолютно важна, но в то же самое