Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Дханурдхара Свами - Джапа медитация - Страница 35

бы стране мира они ни жили».

Посвящаю каждый из оставшихся 16 кругов одному из ачаръее. Мысли об их самадхи или о том, как предлагаю им гирлянды, помогают мне сосредоточиться, если ум отвлекается. В любом случае, молю их о благосклонности. Иногда читаю молитву ададанас тринам дантъайх, прославляющую Рулу Госвами.

Порой пою бхаджаны, раскрывающие настроение написавших их гуру, - к ним тоже я обращаюсь в молитвах. Например, медитируя на Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура, вспоминаю не только его самадхи в Шри Шри Рад-ха-Гокулананда Мандире, но также пою Шри Гурваштакам.

Недавно осознал, что, молясь Шриле Бхактивиноде Тхакуру, нужно медитировать не только на его дом в Годру-ма-двипе, но также вспоминать его замечательную песню надия годруме нитъянанда махаджан.

Для большинства ачаръее, включая Шри Нитьянанду Прабху, существует песня или молитва, прославляющая лично каждого и открывающая доступ к их милости.

В заключение последний круг из первых шестнадцати посвящаю размышлениям о Шри Чайтанье Махапраб-ху: столько лила-станов, столько различных игр. Какую выбрать? Мне нравится Шривасангам - место начала миссии санкиртаны. Медитирую на ночные киртаны, проходившие там, и стараюсь услышать отголосок тех киртанов в джапе.

Вывод

Ключ к успешному воспеванию кроется в погружении в святое имя. Однако чтобы сосредоточиться на чем-либо, необходимо осознавать его важность в нашей жизни. Источником наивысшей привязанности является то, что нам дороже всего. Я должен призывать объекты моего поклонения во время воспевания. Медитация на вайшнавов и мольба их о милости лучше всего помогают мне в воспевании. Моя самбандха, или отношения с Кришной, покоятся именно в этом (8 января 2007, Вриндаван).

Заключительные размышления (избранные мысли о природе травинки)

Мой друг Прадьюмна, известный ученый, поделился своим пониманием интересного комментария Бхактивино-ды Тхакура на тринад апи, «ниже, чем солома, валяющаяся на улице» - это описание анонимности киртании: «Солома, кроме своей незначительности, еще настолько неразличима, что не проявляет даже индивидуальной незначительности - просто одна травинка из миллиона на газоне. Таким же образом, - продолжил объяснение Прадьюмна, - в настоящей харинама-санкиртане человек сливается со всеми, не стараясь выделиться `.

Я повторил объяснение Прадьюмны в недавней лекции, в результате завязалась интересная дискуссия. Как согласовать смирение/анонимность вайшнава с необходимостью индивидуального самовыражения? «Не противоречит ли глубинному смыслу нашей философии заявление, что преданное служение уничтожает различие между личностями, индивидуумами, с уникальными возможностями служения Кришне?»

Один слушатель, Мадан Мохан дас, кратко изложил свое отношение к вопросу в письме под заголовком «Избранные мысти о природе травинки».

«Дорогой Махарадж! У меня есть некоторые соображения по теме о соломинке, упомянутой во вчерашней лекции.

Травинка поэтически сравнивается с качеством смирения в «Шикшаштаке». Однако мысли в роли садовника уносят меня не совсем туда, куда они приводят обычного наблюдателя.

Я оценил соображения Прадьюмны, как вы их пересказали, но хотел бы исследовать заблуждение, которое часто приравнивает смирение к однородности. Немного отклонюсь от мысли о том, что смирение подразумевает слияние травинки со всей лужайкой. У меня это ассоциируется с нейтралитетом. Даже несколько беспокоит: а не имперсонализм ли это - неясный, однообразный, единый, - и немного напоминает сектантство, американскую систему ухода за газонами. Оно также описывает лишь то, что видят мирские глаза, а не то, что видит Господь. Предполагаю, Он видит отдельно каждую травинку, а не просто зеленые пятна на земле.

Моя духовность основывается на идее о том, что смирение выражается служением, которому свойственно предлагать свою индивидуальность Господу. Однако я понимаю, что индивидуальность и разнообразие не являются самоцелью или сутью служения, а всего лишь неотъемлемые ее составляющие. Как говорится, разнообразие - это вкус жизни.

В связи со всем вышесказанным, я бы хотел поделиться наблюдениями садовника. Существует огромное многообразие разновидностей травы, и многие виды очень далеки от смиренного состояния в обычном смысле этого слова. Одни из них - утилитарные растения, смиренно служащие человечеству в разных областях: в пище (злаки - это трава), кров (материалы из соломы, бамбуковые леса), плетеные изделия, музыкальные инструменты и такдалее, но не вся трава - мелкая, валяющаяся под ногами. Некоторые виды соломы, такие как бамбук, служат тентами, достигая в высоту от 70 футов и выше.

Существуют различия в росте, цвете, цветении и так далее. У меня есть целая энциклопедия о траве, раскрывающая ее потрясающее разнообразие. Когда заходит речь о планировании приусадебного участка, трава играет совсем не «смиренную» роль. Поэтому для меня смирение травинки проявляется больше в ее искреннем и полезном вкладе, чем в скромном и неотличном друг от друга существовании.

Среднестатистический американец, скорее всего, подумает о траве на газоне - скучной, одинаковой, импер-сональной, о зеленом ковре, где маленькие ботанические солдатики маршируют на подстриженной лужайке. Но садовник-любитель увидит возможности созидания среди такого разнообразия видов и личностей.

Самые ценные экземпляры для садовника - те, которые проявляют редкий и интересный характер, например, когда зеленая трава вдруг проявляет желтую или белую кайму, известную как «пестрая раскраска». Эти изменения интересуют знатоков и очаровывают коллекционеров.

Я бы предпочел думать о Кришне как о ценителе и о преданных как о редких, неоднородных растениях в Его саду, которые смиренно служат, проявляя индивидуальную красоту - иногда гармонируя с общей массой, а, иногда драматически выделяясь на фоне соседей, полностью завися от

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33