создается звук. Несмотря на то что повторение святого имени проходит схожий путь, его нельзя воссоздать механически. Святое имя нисходит из духовного мира, но каким образом?
Не пускаясь в рассуждения о тонкостях процесса, я подошел к вопросу с практической точки зрения. Сосредоточившись на желании повторять мантру, я молился о явлении чистого имени. Такое воспевание позволило увидеть святое имя как Божий дар в ответ на желание служить, а не как результат исключительно моих усилий. Я стал более внимательным, ведь сердце, естественно, стремится к источнику милости (13 августа 2004 г., Вриндаван).
Недавно обдумывал взаимоотношения воспевания и святого имени. Что такое отношения? Отношения - это привязанность людей друг к другу, их желание служить друт другу.
Наши отношения с Кришной вечны. Осознание вечности отношений должно побудить к повторению с привязанностью к Кришне и вдохновлять на любовь и служение Ему. В идеале, мы почувствуем дух служения в настроении дружбы, любви или романтической привязанности - в зависимости от собственных отношений со святым именем.
Но что делать, если мы еще не достигли этого уровня? Несмотря на наши личные отношения с Кришной, у всех есть основная раса - служение Ему. Повторение святых имен должно пробудить, как минимум, чувство благоговения и благодарности к Господу. Но если мы еще не достигли даже этого уровня? Тогда необходимо молиться о его достижении. По крайней мере, нужно стараться быть счастливым оттого, что Кришна дал нам прибежище (^декабря 2005 г., Вриндаван).
Молился о достижении совершенства. Но потом запнулся и подумал: совершенство - значит жить только ради Кришны. Готов ли я отказаться от всего, что не связано с Ним? Что понадобится предпринять Кришне, чтобы я достиг этого уровня? Готов ли я расстаться со всеми привязанностями в ответ на свою молитву?
Молюсь о достижении совершенства, но насколько моя молитва искренняя? (30 июля 2005 г., Вриндаван)
Суть всех размышлений о джапе (часть 1) "
Суть духовного прогресса заключается в погружении в Абсолютную Истину, Шри Кришну.
Мы погружаемся в размышления о чем-то либо по указанию разума (мы должны думать об этом), либо спонтанно, по зову сердца (мы хотим думать об этом).
Разумеется, ум легко погружается в то, что ему по нраву.
Эмоциональная связь с объектом нашей медитации, положительная или даже отрицательная - это ключ к погружению.
Усилить сосредоточенность на святом имени поможет привязанность (рага), эмоциональная связь со святым именем.
* Эти заметки - очень важные размышления о джапе, но не для всех, - лишь для меня. В моей скромной практике именно они жизненно необходимы для погружения в святое имя.
Что поделать, если мы неофиты, и у нас нет спонтанной любви к Кришне? Но желаем ли мы ее обрести?
Да.
Тогда нам остается восклицать в отчаянии: «В моем сердце нет любви!»
Любым путем необходимо достичь привязанности к святому имени на уровне сердца.
Каким образом?
Предстаньте в уме перед объектом своей духовной привязанности (какой бы поверхностной она ни была) и молитесь:
«В моем сердце нет любви». Молитесь святому имени. Молитесь духовному наставнику.
Вспомните Шри Вриндавана-дхаму или любимые Божества и взывайте к ним с чувством:
«В моем сердце нет любви!»
Желание обрести привязанность уже пробуждает чувства, как стремление к исполнению желания сеет росток этого желания в сердце.
Любым способом необходимо достичь уровня воспевания из сердца.
Суть всей духовной практики заложена в погружении в святое имя, и ключ к нему - в привязанности к объекту медитации (28 декабря 2005 г., Вриндаван).
Суть всех размышлений о джапе (часть 2)
Чувству привязанности свойственна боль разлуки с любимыми. Разлука усиливает любовь и полностью овладевает умом.
Сокрушайтесь о том, что вы не с Кришной (29 декабря 2005 г., Вриндаван).
Бхаджана-шикша
Очищение, которое дает повторение святого имени, напрямую зависит от уровня погружения в процесс повторения святого имени. Погружение в этот процесс зависит от веры, уверенности в том, что данная деятельность принесет высшее благо. Мы приобретаем веру в повторение либо благодаря глубокому осознанию важности процесса, либо развивая глубокую привязанность к самому действию.
Каждого в данном вопросе воодушевляет что-то свое. Вдохновение постоянно меняется в зависимости от духовных переживаний в данный момент, поэтому в повторении джапы всегда присутствует личный выбор и творческий подход.
Сейчас мое вдохновение пребывает в молитве о милости, обращенной квайшнавам. Конечно, она всегда должна звучать в духовной жизни, но сейчас это особенно вдохновляет. Я ищу вдохновение следующим образом. Перед началом воспевания читаю мангалачаранам, медитируя на мои любимые молитвы и наблюдая, как отзываются они в моем сердце. Особенно мне нравятся стихи о святом имени, как например, джаяти джаяти намананда-рупаммурарех («Шри Брихад-Бхагаватамрита», 1.9).
После нескольких кругов джапы пою некоторые бхад-жаны, посвященные гуру, прославляя и медитируя на Шри-лу Прабхупаду и других духовных наставников прошлого и настоящего (каждую строку пою один раз, поэтому каждый бхаджан занимает всего пару минут). Мой любимый бхаджан - это «Шри Прабхупада-падма-ставаках», прекрасная песнь, посвященная Шриле Бхактисиддханте. Мне сейчас особенно необходима его милость.
Также читаю вслух «Шри Вайшнава-вандану», молитву, обращенную ко всем вайшнавам. Вспоминаю духовных братьев, вдохновляющих меня, «больших» или «малых», покинувших нас или тех, кто сейчас с нами. Молю их о милости. Особенно меня воодушевляет следующая строка: «Высоко подняв руки, я молюсь лотосным стопам преданных Гауранги, в какой