Кришной. Видя это, одна из Ее подруг начала упрекать Ее: «Подруга, Ты позволяешь мутовке недовольства взбивать Себя. Что можно сказать на это? Единственное, что я могу Тебе посоветовать - уходи отсюда поскорее, потому что я не могу без боли смотреть на Твое недостойное поведение. Мне невьшосимо видеть, как Ты продолжаешь стоять с покрасневшим лицом, несмотря на то, что павлинье перо Кришны коснулось Твоих стоп» (НП с. 428).
В этом примере Шримати Радхарани - объект гнева (вишайа-аламбана), а Ее подруга - источник гнева (ашрайа-аламбана).
Гнев по отношению к врагам
Есть два вида врагов:43 (1) ниджа ахита-кари - личные недруги и (2) Кришна ахита- кари ~ недруги Кришны.
Ниджа ахита-кари
Шрила Рупа Госвами определяет ниджа ахита-кари как тех, кто создает препятствия в чьих-то взаимоотношениях с Кришной.44 Примером этого служит гнев гопи на Акруру за то, что он увез Кришну из Вриндавана (см. НП с. 428).
Кришна ахита-кари
Гнев Пандавов на Шишупалу после того, как он оскорбил Кришну во время раджасуйа-ягйи, - пример экстатического гнева на того, кто хочет навредить Кришне (см. НП с. 428).
Уддипана
«Человек, охваченный трансцендентным гневом, иногда может отпускать язвительные замечания, бросать недобрые взгляды и произносить оскорбительные слова» (НП с. 428). Эти действия могут разжечь трансцендентный гнев.
Анубхава
Следствия экстатического гнева таковы: «Иногда гнев может также сопровождаться и другими симптомами: потирание рук, клацание зубов, сжимание губ, нахмуривание бровей, почесывание рук, опускание головы, учащенное дыхание, изрыгание проклятий, мотание головой, пожелтение уголков глаз и дрожание губ. В одних случаях глаза наливаются кровью, а в других наоборот, обесцвечиваются» (НП с. 429).
Саттвика-бхава и вйабхичари-бхава
В раудра-бхакти-расе проявляются все саттвика- и вйабхичари-бхавы.
БРС 4.5.15. БРС 4.5.16.
223
«Иногда гневу могут сопутствовать такие временные признаки, как сильные переживания, смятение, заносчивость, отчаяние, обман чувств, бессилие, ревность, проворство, пренебрежение и симптомы, проявляющиеся у человека после тяжелой работы» (НП с. 429). Саттвика-бхава: в экстатическом гневе проявляются все восемь. Вйабхичари-бхава: сильные переживания, смятение, заносчивость и т.д.
Стхайи-бхава
Постоянным экстазом экстатической ярости является гнев (кродха - это стхайи-бхава раудра-расы). Шрила Прабхупада пишет: «Во всех этих оттенках проявления экстатической любви гнев является постоянным фактором» (НП с. 429).
Выделяют три вида кродха-рати: 5 (1) копа - гнев по отношению к врагу; (2) манйу - гнев, направленный на родственника; (3)роша - гнев на возлюбленного.
Копа - гнев на врага Кришны
«Когда охваченный гневом Джарасандха напал на Матхуру, он смерил Кришну саркастическим взглядом. В этот момент Баладева взялся за Свое оружие-плуг и посмотрел на Джарасандху изменившими цвет глазами» (НП с. 429). Здесь Шри Баладева проявляет копа-рати - гнев, направленный на врага.
Манйу - гнев на родственников Кришны
Гнев на родственников бывает трех видов:46 (1) манйу-пуджйа - гнев на старших родственников, (2) манйу-сама - гнев на родственников того же возраста, (3) манйу-нйуна - на младших родственников.
Гнев на старших — манйу-пуджйа
«В «Видагдха-мадхаве» рассказывается, как однажды Радхарани сердито ответила Своей матери Паурнамаси, упрекавшей Ее в том, что Она встречается с Кришной» (НИ с. 429).
Гнев по отношению к сверстникам — манйу-сама
«Иногда признаки экстатического гнева, вызванного любовью к Кришне, проявляют в отношениях между собой преданные одного возраста. Примером этого может служить ссора между Джатилой и Мукхарой» (НП с. 430). И Джатила и Мукхара относятся к старшим членам семьи. Поэтому их гнев друг на друга служит примером манйу-самы.
Гнев на младших — манйу-нйуна
«Однажды, когда Радхарани снимала ожерелье, подаренное Ей Кришной, Джатила, Ее свекровь, сказала своей подруге: «О, подруга, полюбуйся-ка, какое прекрасное ожерелье Кришна подарил Радхарани. Она держит его сейчас в руках и при этом хочет, чтобы мы поверили, будто Ее ничто не связывает с Кришной. Эта девчонка опозорила нашу семью» (НП с. 430).
Экстатический гнев невозможен без любви
Гнев врагов Кришны никогда не может превратиться в бхакти-расу. «Естественную зависть, которую питают к Кришне люди типа Шишупалы, нельзя считать экстатической любовью к Кришне в гневе» (НП с. 430).
БРС 4.5.26. БРС 4.5.26.
224
Северный
океан
Гауна-бхакти-раса Косвенныелюбовные взаимоотношения
Шестая волна: Бхайанака-бхакти-раса - страх Глава 48 «Нектара преданности»
Седьмая волна: Вибхатса-бхакти-раса - отвращение Глава 48 «Нектара преданности»
Глава 48
Страх и отвращение
БРС. 4.6.1-4.7.14
ЭКСТАТИЧЕСКИЙ СТРАХ
БРС. 4.6.1-16
Когда страх (бхайа-рати) в сердце преданного усиливается соответствующей вибхавой и т.д., он превращается в экстатический страх (бхайанака-бхакти-раса).
Вибхава
Преданный, который испытывает страх, - это ашрайа-аламбана, а личность или вещь, вызывающие страх - вишайа-аламбана.
Вишайа-аламбана
Объекты, вызывающие экстатический страх (еишайа), могут быть двух видов: (1) Сам Кришна, (2) демон (который создает ситуацию, вызывающую страх за Кришну). «Причинами страха в экстатической любви к Кришне могут быть либо Сам Кришна, либо опасность, которой Он подвергается» (НП с. 431).
Ашрайа-аламбана
Экстатический страх могут испытывать: (1) преданный, допустивший оскорбление (объект страха - Сам Кришна); (2) близкий преданный Кришны, который опасается за Его жизнь (объект страха - демон).
«Когда преданный ощущает себя оскорбителем лотосных стоп Кришны, объектом экстатической любви в страхе становится Сам Кришна. Когда же страх из любви к Кришне
БРС. 4.6.1
225
испытывают Его друзья и благожелатели, предчувствуя грозящую Ему опасность, объектом их страха является эта опасная ситуация» (НП с. 431).
Примеры: Кришна - как объект страха
Когда Рикшараджа понял, что он борется с Верховным Господом, он испугался того, что нанес Ему оскорбление. Здесь Кришна - вишайа-аламбана, Рикшараджа - ашрайа- аламбана (см.