Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 101 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 101

умывание рук» (НП с. 433).

Саттвика-бхава: «Кроме того, эта форма экстаза может проявляться в дрожи тела, резком искривлении тела и испарине» (НП с. 433).

Вйабхичари-бхава

«Она может также сопровождаться ощущением стыда, изнеможением, безумием, обманом чувств, расстройством, смирением, жалостью к себе, возбуждением, страстным желанием чего-то и оцепенением» (НП с. 433).

Стхайи-бхава

Стхайи-бхава экстатического отвращения - это джугупса-рати (брезгливость). Она бывает двух видов: (1) вивекаджа - брезгливость, порожденная интеллектом; прайики - брезгливость как следствие непосредственного соприкосновения с отвратительными качествами материальной природы.

Вивекаджа

В процессе пробуждения истинного знания мы разочаровываемся в удовлетворении чувств и начинаем сожалеть о том, что раньше были слишком поглощены этим. Шрила

В «Бхакти-расамрита-синдху» говорится, что ашраей вибхатса-бхакти-расы могут быть шанта-бхакты и ашрита-дасы (те, кто посвятили себя служению Господу из-за страха перед материальным миром) (см. БРС 4.7.2). 53 См. НПс.433: «Следующий отрывок иллюстрирует экстатическую любовь, вызванную отвращением...»

228

Прабхупада объясняет: «Когда в теле преданного, сокрушающегося о своих прошлых отвратительных поступках, проявляются определенные симптомы, чувства, которые он при этом испытывает, называются экстазом преданного служения в отвращении. Эти чувства возникают у него в силу того, что в нем пробуждается сознание Кришны» (НП с. 433).

Такое состояние описано в следующем отрывке: «Какое наслаждение может приносить удовлетворение похоти плоти - мешка из кожи и костей, наполненного кровью, сочащегося слизью и источающего зловоние?» (НП с. 433). Это пример рассуждений (посредством интеллекта), имеющих следствием брезгливость (джугупса-рати) к сексуальным взаимоотношениям.

Шрила Прабхупада пишет по поводу вивекаджи: «Такой взгляд на вещи может иметь только человек, в котором пробудилось сознание Криншы, и который осознал отвратительную природу материального тела» (НП с. 433).

Прайики

Прайики относится к непосредственному восприятию ужасных качеств материальной природы. Это побуждает преданного сожалеть о своем падшем положении и помнить о Господе. Чтобы пояснить это, Шрила Рупа Госвами описывает отвращение, которое ребенок испытывает в утробе матери и, как результат этого, его страстное стремление к преданному служению (см. НП с. 434).

Другой пример: «О, мой Господь, Йамараджа поместил меня в это жуткое место, где все источает зловоние. Кругом кишат насекомые и черви, живущие в испражнениях страдающих разными болезнями людей... Я пал в этот ад, но буду стараться все время помнить Твои святые имена» (НП с. 434).

Оставшаяся часть главы представляет собой комментарий Шрилы Прабхупады по поводу прайики.

Северный океан

Гауна-бхакти-раса Косвенныелюбовные взаимоотношения

Восьмая волна: Майтри-вайра-стхити - совместимые или не совместимые сочетания настроений преданности Главы 49-50 «Нектара преданности»

229

Глава 49

Смешение рас

БРС. 4.8.1-52

«Очень часто к основной расе примешивается какая-то другая. Сочетание этих любовных состояний иногда бывает совместимым, то есть приятным, а иногда несовместимым, то есть неприятным. Ниже приводится научный анализ совместимости и несовместимости сочетаний различных рас (любовных настроений)» (НП с. 435).

Каждому живому существу изначально присуща одна, его вечная раса, которая различными, порой замысловатыми способами взаимодействует со всеми другими расами. Некоторые расы в таких сочетаниях ослабляют вкус основной расы, они несовместимы. Другие совместимы, они усиливают вкус основной расы. А есть еще нейтральные, которые не усиливают и не ослабляют основную.

Шрила Рула Госвами перечисляет все расы и показывает, какие настроения будут для них совместимыми и несовместимыми.

Что касается мадхурйи, то существуют разные мнения о том, какие расы совместимы с ней. «По мнению некоторых знатоков, экстаз супружеской любви совместим только с таким аспектом рыцарской расы, как йуддха-вира и дхарма-вира. Согласно этой точке зрения все прочие расы, кроме названных двух, несовместимы с супружеской любовью» (НП с. 436). Но это утверждение отличается от мнения Шрилы Рупы Госвами.

Шанта-раса - нейтральные отношения

Совместимые Несовместимые Нейтральные

Дасйа - служение Вибхатса - отвращение Дхарма-вира- героическая религиозность Адбхута - изумление54 мадхурйа - супружеская любовь йуддха-вира — доблесть в схватке раудра - гнев бхайанака— страх сакхйа - дружба ватсалйа - родительская любовь хасйа - смех каруна - сострадание

«Когда в расе нейтральной любви (шанта-раса) обнаруживается примесь отвращения и изумления, такое сочетание считают совместимым» (НП с. 435). «Когда же к нейтральной любви примешивается супружеская любовь, рыцарственность, гнев или страх, такая комбинация несовместима» (НП с. 435).

Дасйа-раса — служение

Совместимые Несовместимые Нейтральные

Вибхатса - страх Шанта — нейтральные отношения дхарма- и дана-вира - героическая религиозность и щедрость адбхута - изумление мадхурйа - супружеская любовь йуддха-вира - доблесть в схватке раудра - гнев5 сакхйа - дружба ватсалйа - родительская любовь хасйа - смех каруна - сострадание бхайанака - страх вибхатса - отвращение

Согласно объяснению Шри Рупы Госвами, адбхута-раса совместима со всеми основными расами (см. БРС 4.8.2-3).

230

«Если в экстазе служения проявляется страх, нейтральная любовь или рыцарственность, в частности дхарма-вира или дана-вира, такое сочетание считается совместимым» «Непосредственной причиной экстаза преданного служения в рыцарской расе и в гневе является Сам Кришна» (НП с. 435).

Сакхйа-раса — дружба

Совместимые Несовместимые Нейтральные

Иуддха-вира - доблесть в схватке мадхурйа - супружеская любовь адбхута - изумление хасйа - смех ватсалйа - родительские отношения вибхатса - отвращение раудра - гнев бхайанака - страх57 дасйа - служение каруна - сострадание шанта - нейтральные отношения

«С экстазом братской любви очень хорошо сочетаются супружеская любовь, смех и рыцарство...» (НП с. 435-436). «..